![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Как преодолеть условный рефлекс |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-20 14:22 ![]() Мысли, если на них посмотреть с точки зрения физиологии, являются не просто мыслями. На мысли можно посмотреть с точки зрения учения академика Павлова о второй сигнальной системе. Смысл этого учения в том, что семантические сети, которые мы строим, позволяют нам преодолеть сформированные условные рефлексы. Как можно представить условный рефлекс в контексте темы войны? В научной литературе был описан следующий случай: один военнослужащий после войны, находясь в условиях мирной жизни, услышал звуки фейерверка и в изменённом состоянии сознания побежал к машине искать свой пистолет, которого в машине не было. То есть звуки взрывов фейерверка активировали в нём ту самую доминанту, которая была сформирована в условиях боевых действий. Доминанта – это стойкий очаг возбуждения в коре головного мозга, который во время своей активации притягивает к себе импульсы, поступающие в сознание. В данном случае взрыв фейерверка интерпретируется воином в русле опыта, полученного на войне. [С точки зрения физиологии, поведение человека (мы говорим только о базовых, «житейских» привычках) – это совокупность условных рефлексов. На этом основано воспитание, тренировки и т.д. Как правило, формируется не один условный рефлекс, а целая цепочка, которая называется «динамический стереотип». Один сигнал приводит к последовательности действий, каждое из которых само по себе является условным рефлексом, но в определённых условиях производятся друг за другом. Из таких стереотипов состоит все наше поведение. Например, во время операции хирург берёт в руки инструменты, и дальше руки автоматически производят привычные действия. Также – спортсмены, танцоры и т.д. В примере с военным, который услышал фейерверк также описан динамический стереотип, когда сигнал (прошлая доминанта) воспроизвёл рефлекторную последовательность действий – ту модель, которая была сформирована во время военных действий]. Для понятности идею доминанты можно описать и так, как это сделал один миссионер на примере игровых автоматов. Человек находится в казино, в процессе игры за таким автоматом. Вторая сигнальная система, которая определяет смысловую область сознания, подавляется с помощью алкоголя и различных шумов, которые представлены в казино. Играя в автомат, человек входит в состояние аффекта, состояние игрового психоза, и это состояние связывается с миганием лампочек автомата. И когда этот условный рефлекс сформирован, может произойти следующее: находясь на улице и видя снегоуборочную машину, проезжающую мимо него, человек, не помня себя и не понимая, каким образом, вновь оказывается в казино. Так происходит из-за того, что огни снегоуборочной машины, похожие на лампочки автомата, могут запустить в мозгу человека привычный игровой механизм. Упомянутый выше миссионер отмечал, что если в человеке подавляется вторая сигнальная система, то человек уподобляется высокоорганизованному животному. Но если мы возвращаем человеку достоинство, то возникает возможность преодолеть патологические условные рефлексы. Как писал наш богослов В.Н. Лосский, достоинство в Православии воспринимается как несводимость человека к импульсам. На человека действуют как внешние импульсы (условия среды, историческая эпоха), так и условия внутренние (голод, страх, определённые склонности, с которыми он родился). Мы знаем, что все мы генетически обусловлены на голод, но мы также знаем, что разные люди, в зависимости от своих убеждений, по-разному реагируют на голод. Одни идут убивать, другие идут работать. И, соответственно, мы приходим к мысли о духовном и культурном обогащении. Российский психолог Андрей Владимирович Брушлинский, который был директором НИИ психологии РАН и слова которого приводились в трёхтомнике «Щит веры», считал следующее: внешний импульс действует на человека не сам по себе, а после прохождения сквозь систему внутренних условий – совести, мировоззрения и так далее. Соответственно, если эта система условий не выстроена, если человек живёт только на уровне «сон-еда-работа», то агрессивный импульс внешней среды действительно травмирует человека, оставляя в сознании некий уродливый отпечаток. И, соответственно, мысль о боевых действиях запускает в человеке цепочку определённых реакций – чувства отчаяния, безысходности и прочее. Но если система внутренних условий выстроена, – тот же самый импульс может запустить другую цепочку : желание защитить близких, активацию мужества и т.д. Предваряя третий том книги «Щит веры», можно вкратце упомянуть учение академика Павлова. Кто-то может сказать, что учение академика Павлова – это фрейдизм (имеется в виду то, что Фрейд сводил смысл существования человека к каким-то базовым инстинктам). Но рассказывая об учении академика Павлова, мы не сводим жизнь к базовым инстинктам, потому что, как было отмечено выше, помимо первой сигнальной системы, академик Павлов всё-таки видел в человеке присутствие и второй сигнальной системы. К тому же, в своей книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных» он напрямую писал, что ни в коем случае не отрицает наличие в человеке духовных проявлений. Изучая физиологию животных, чтобы быть полностью объективным, он попытался не проецировать на животных то, что мы знаем о человеке, то есть то, что мы знаем о субъективных переживаниях человека. Павлов не отрицал человеческого духа. «…я хотел бы предупредить недоразумение в отношении ко мне. Я не отрицаю психологии как познания внутреннего мира человека. Тем менее я склонен отрицать что-нибудь из глубочайших влечений человеческого духа. Здесь и сейчас я только отстаиваю и утверждаю абсолютные, непререкаемые права естественнонаучной мысли всюду и до тех пор, где и покуда она м о ж е т проявлять свою мощь. А кто знает, где кончается эта возможность!» Кто-то считает, что Павлов описал базовые механизмы, которые работают до определённой степени. С точки зрения некоторых исследователей, Павлов предложил упрощённую модель. И современные исследования показывают, что, хотя теория Павлова объясняет простые реакции, обучение человека намного сложнее, оно включает эмоциональные, когнитивные аспекты, о существовании которых, как считается, академик Павлов не знал. Механистическое понимание поведения, предложенное Павловым, было раскритиковано некоторыми авторами за упрощённость, так как оно не охватывает в полной мере роль сознания и намерения в человеческих действиях. Отвечая на эти возражения, можно сказать, что существуют разные интерпретации наследия академика Павлова, но, опираясь на его работу «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных», можно сказать следующее. Учёный не пытался свести все к какой-то упрощённой модели, он отмечал, что, изучая всё поведение человека в целом, психология за столетие особенно не продвинулась, и поэтому он поставил себе задачу изучить в максимальной полноте действие какого-то одного механизма. В частности, в этой книге он писал о действии слюнных желёз у собаки, чтобы иметь какой-то кирпичик, на который уже можно было бы твёрдо встать. Естественно, при этом он не отрицал существование духовной сферы человека. Конечно, в политтехнологии стали использовать учение академика Павлова, но всё-таки – об этом стоит упомянуть ещё и ещё раз, и об этом писал академик Брушлинский – академик Павлов описал действие второй сигнальной системы, с помощью которой человек способен преодолевать все те рефлексы, которые в нём пытаются сформировать с помощью политтехнологи. Итак, мы не сводим человека к простой модели, но до определённой степени учение академика Павлова может быть применено к человеку, и вот почему. Святитель Игнатий (Брянчанинов), описывая аскетическую практику свед?ния ума в сердце, размышлял о трёхчастном составе сердца. Здесь под сердцем имеется в виду не насос, перекачивающий кровь, а мистическое сосредоточение человека. Он писал, что сердце состоит из трёх уровней. Первые два уровня у нас общие с животными. На первом уровне – инстинктивные реакции (такие, как ярость), на втором – переживания душевные – например, мы знаем, что и у животных есть благодарность. Но третий уровень отличает человека от животного, это – духовные переживания, например, умиление. И примечательно, что если в человеке активно высшее переживание – духовный уровень, – то низшие переживания тормозятся. Мысли свт. Игнатия подробно разбирались в тексте «Преодоление игрового механизма. Часть 4», и в подтверждение этих мыслей приводилась масса примеров. В частности, история старца Зосимы, персонажа романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Старец Зосима ещё до своего обращения к Православию был военным, участвовал в кутежах и бурно проводил время. Однажды он воспылал страстью к одной женщине, и, узнав, что у женщины есть избранник, он захотел его убить. Используя формальный повод для вызова на дуэль, он отправился совершить задуманное. И так сложилось, что накануне дуэли он ударил по лицу своего слугу. Ощущая, что его поступок был неверен, наутро он попросил у слуги прощения. И в этот момент на каком-то глубинном уровне с ним что-про произошло – он почувствовал умиление, какую-то связь со всем мирозданием, почувствовал полноту жизни. И на фоне этой радости, которую он почувствовал, он понял, что дуэль является чем-то неправильным. Так как он был профессиональным военным, он не мог просто так отказаться от дуэли, его посчитали бы трусом. Поэтому он приехал на дуэль, дал противнику совершить выстрел, тем самым показав, что он не боится, но после этого свой выстрел он произвёл в воздух. Таким образом, если в человеке активны высшие смыслы, то есть духовые переживания, то низшее – тормозится. Здесь мы снова можем обратиться, к примеру, про игровые автоматы, который приводил миссионер. Если сознание человека подавлено аффектом и алкоголем – он напоминает высокоорганизованное животное. И, соответственно, та реабилитация, которая предлагается в рамках книг «Щит веры», нацелена не только на формирование второй сигнальной системы, которая позволит преодолевать условные рефлексы и даже регулировать безусловные, но и на формирование и раскрытие в человеке высших смыслов. Книга действует как реактив, который призван активизировать и проявить в человеке высшие смыслы. Жан-Клод Ларше в своей книге «Исцеление духовных болезней» отмечает, что добродетель – это не то, что человеку навязывается, а то, что изначально в человеке присутствует. И в своей книге «Духовное бессознательное» он объясняет, почему для православного человека неприемлемо учение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга о духовном бессознательном. В православном человеке духовное бессознательное – это, во-первых, совесть, которая присутствует в нём изначально. Есть богопротивное бессознательное, когда при определённых условиях человек является уязвимым для воздействия падших духов, а есть и боголюбивое бессознательное, то есть в человеке изначально присутствует стремление к добродетели. И когда человек действительно стремится к добродетели и соединяет свою жизнь со Христом – только тогда он действительно обретает себя подлинного. Человек проявляет свои естественные состояния, которые в нём, как в образе и подобии Божием, присутствуют и которые искажены. Возврат к себе – это не проявление инстинктов, а подчинение духовным логосам, на основании которых был сотворён мир и создан человек. Ларше пишет, что «формирование иного образа жизни, исповедь – это не просто что-то хорошее или правильное, а наша насущная необходимость и реальная потребность, которая, если не будет удовлетворена, будет переживаться как [ощущение] пустоты, бесцельности жизни» («Духовное бессознательное»). В этой связи можно упомянуть еще об одной работе под названием «Три силы: Цель жизни и развязавшееся стремление к игре (казино, гонки, игра по жизни)», в которой есть глава про инстинкты. Академик Ухтомский, который также упоминается в этой главе, говорит, что есть несколько точек зрения на инстинкт. Согласно первой точке зрения, инстинкты нужно подавлять, согласно второй – дать им полную свободу. Ухтомский поясняет, что оба подхода неверны, а верным является третий подход – когда на основании духовных смыслов человек преображает свои инстинкты. Как метко отметил русский философ Иван Ильин – волк инстинкта должен свободно подчиниться ангелу духа. Можно также добавить ещё один принцип, который подтверждает учение академика Павлова: если рефлекс не подкрепляется – он гаснет. Как это можно применить к нашей теме? Допустим, человек однажды попал в воздушную яму, и теперь он боится садиться в самолёт, но летать ему всё-таки приходится. Сев в самолёт, человек начинает метаться и подкрепляет тот рефлекс, который сформировался. Но если человек усилием воли начнёт реализовывать какой-то из пяти навыков (о них подробнее - в подборке "5 навыков для преодоления страстей") например, молитву – откроет Псалтирь, и начнёт читать – то какие последствия ожидаются? Ранее было сказано о некоем законе, когда совпадение двух явлений включает их в общую систему. Как вообще писались Псалмы? Пророк Давид, помазанный на царство, долгое время скрывался в горах. За ним гнались убийцы, посланные царём Саулом, и царь Давид оказывался в безвыходной по человеческим меркам ситуации. Но, находясь в ситуации, которая у другого человека вызывает состояние подавленности, ужаса и отчаяния, он взывал к Богу, и молитва давала ему утешение. Так, человек, садясь в самолёт, открывает Псалтирь и начинает читать. В следующий раз, когда он сядет в самолёт, действие условного рефлекса будет гораздо тише, и в человеке сами собой всплывут те смыслы, которые были заложены в него Псалтирью. И эти смыслы переведут человека в какую-то совершенно иную сферу. Поэтому очень важно, когда под действием условного рефлекса в нас возникает посыл к деструктивным действиям (кричать, материться, метаться, хамить людям, напиваться и так далее) нужно понимать, что если мы сейчас уйдём в эти активности, – то в следующий раз сама эмоциональная вспышка, толкающая нас в такие активности, будет ещё ярче. Если же мы сейчас приложим усилия, чтобы сделать что-то противоположное или хотя бы, как минимум, сделать что-то, чтобы не подкрепить условный рефлекс, – вспышка в следующий раз будет меньше. А если мы ежедневно вводим в жизнь практику, основанную на пяти навыках (понятно, что православное Предание гораздо шире, но здесь для удобства говорится только о пяти навыках), – то мы ежедневно несколько десятков или даже сотен раз отрабатываем те навыки, которые не дадут раскрутиться маховику вспышки. * Выше представлен фрагмент из статьи "Травматический опыт. Часть 1. Травматический опыт как формирование рефлекса" Полная версия статьи прикреплена файлом (40 стр.), а ссылка на Web-версию её появится в комментариях. Статья является частью книги "Щит веры. Часть 3". Подробнее о книгах "Щит веры" - в следующей записи. Источник: vk.com Комментарии: |
||||||