![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Фактологический (идеологический) приоритет управления обществом как средство концептуальной власти |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-06 15:43 ![]() Прикладная фактология разных отраслей знания: идеологии, технологии (в том числе социальные и политические), религиозные вероучения и другое — это фактологический (идеологический) приоритет социального управления. Его роль и значение в жизни общества можно пояснить следующими высказываниями выдающихся западных политиков. Канцлер Германии О. Бисмарк заявлял: «Все войны выигрывает или проигрывает — школьный учитель и приходской священник». Премьер-министр Великобритании У. Черчиль утверждал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». В основе данных утверждений лежит понимание того, что во всех отраслях общественной деятельности на протяжении истории роль человеческого фактора неуклонно возрастает. Человеческий потенциал проявляется не только в здоровье, образовании и квалификации, но и в гражданском самосознании, нравственных качествах носителя конкретной национальной культуры. Наука, образование, искусство и религиозные вероучения существенно воздействуют на формирование как личности, так и всего общества в целом. Эти социальные институты и их культурный фон либо препятствуют либо способствуют реализации человеческого потенциала. Наука — важнейший социальный институт современного общества. Западный исследователь Э. Вебстер, признавая устремленность науки быть наиболее объективной, рациональной и адекватной формой знания, пишет: «В результате предшествующих исторических и философских исследований, а также последних социологических исследований науки стало очевидным, что ученые и их идеи не могут трактоваться каким-либо привилегированным образом как свободные от социального влияния. Обнаружилось, что наука осуществляется через социальные и технические переговоры, интерпретацию - признание, как и любая другая система знания». Это явление трактуется отечественными исследователями как «политизация науки», которая означает «инадаптивные изменения в системе отношений «Наука – Власть – Общество», в результате которых вненаучные социально-политические стереотипы становятся основными критериями отбора научных направлений, концепций, школ, профессионального успеха и социального статуса отдельных членов научного сообщества». Данные выводы выражают то, что наука априори не может развиваться независимо от общества, а следовательно, она вовлечена в концептуальное противостояние конкурирующих властных субъектов. Глубина и масштаб вовлеченности науки в этот процесс обусловлены мировоззрением ученых, концептуальными, идеологическими и нравственными установками представителей различных научных школ. Современный российский психолог профессор А. Г. Асмолов утверждает, что специфически сконструированные опросы общественного мнения могут вызывать малый сигнал, который в некоторых ситуациях способен приводить к изменению всей социально-политической динамики. Многие кампании по опросу общественного мнения специально проводятся для воздействия на общественное мнение. Они превратились в крупную индустрию с ежегодным оборотом в несколько десятков миллионов долларов. За последние десятилетия политтехнологи, маркетологи и специалисты по связям с общественностью значительно повысили эффективность своего влияния на массовое сознание. Подборка и конструирование новостных выпусков в СМИ позволяют оперативно моделировать заданное общественное мнение под заказ их владельцев. Социологи и психологи целенаправленно используют феномен «самореализующегося прогноза» («Самоисполняющегося пророчества»), когда прогнозы, гипотезы, политические рейтинги, диагнозы и даже гороскопы в результате их оглашения в СМИ влияют на сознание и восприятие как отдельного человека, так и на массовое в том числе и электоральное поведение. Раскрывая эти технологии, О. Н. Барабанов пишет: «Идущие последние десятилетия разговоры о необратимости глобального управления мало-помалу, согласно социо-психологическим закономерностям, могут приобрести характер самосбывающегося пророчества. В политической сфере этот эффект самым значительным образом усилился после краха биполяризма и окончания "холодной войны". Вслед за этим как в дискуссиях ученых, так и в программах политиков, начали все чаще обосновываться утверждения о том, что окончание эры биполярного противостояния означает отказ как от Ялтинско-Потсдамского мирового порядка, закрепившего современную систему границ в Европе и сформировавшего ООН, так и от Вестфальской системы мира, основанной на примате суверенных государств. В результате концепция "растворения суверенитета" … завоевывает все большую популярность и в политической среде также начинает преподноситься как самосбываемое пророчество, в значительной степени формируя тем самым направленность интеллектуальной мысли и политического действия во многих странах. И как следствие этого, уже почти общепринятое восприятие неизбежности глобализации в сочетании с "растворением суверенитета" может создать в общественном мнении разных стран ощущение назревающих институциональных изменений и правовых подвижек на глобальном уровне, что в свою очередь может послужить стимулом к их практическому осуществлению». В прошлом на уровне третьего приоритета социального управления основная роль отводилась религиозным вероучениям и политическим идеологиям, с помощью которых порождали массовые социальные явления и управляли их течением. В настоящем времени СМИ, которые иногда называют «четвертая власть», выходят на первый план. Пол Хокен утверждает, что СМИ уже давно работают не в интересах государства и общества. Он пишет: «На наше сознание оказывают воздействие навязчивые средства массовой информации, находящиеся на службе у корпоративных спонсоров, задавшихся целью переустроить реальность так, чтобы зрители совершенно забыли об окружающем их мире». В современном мире прежде чем реализовать какою-либо реформу или социально-значимый сценарий, предварительно подготавливают или формируют общественное мнение при помощи специалистов по связям с общественностью и политтехнологов, и уже затем действуют с уровня четвертого, пятого и шестого приоритетов социального управления. Так, например, прежде чем осуществить вооруженное вторжение в Ирак, политики и военные США несколько месяцев через СМИ «предупреждали» об угрозе применения Ираком химического оружия массового поражения. Но впоследствии, даже когда Вашингтон вынужден был констатировать отсутствие химического оружия в Ираке, это не остановило вооруженную агрессию США, которая продолжилась уже под другими идеологическими обоснованиями, не относящимися к реальным причинам и нормам международного права. С.С.Сулакшин, рассматривая в длительной перспективе эффективность информационного воздействия на общество, пишет: «информационное воздействие действительно является оружием массового поражения и имеет очень много общего, скажем, с ядерным оружием. При том, что зачастую информационная атака носит неявный, скрытый характер, это оружие оказывает перманентное воздействие на огромное количество людей. Кроме того, для него характерен как немедленный, так и отложенный поражающий эффект, эффект закрепления и воспроизводства поражающего действия… К эффектам информационного оружия, помимо сиюминутной убежденности в достоверности некоего навязываемого факта, относится и полный аналог заражения и ментальных и социальных мутаций. Это заражение подрывной идеологией может вызвать распространяющиеся на годы и годы последствия, например перерождения элиты, потерянное поколение, поколение несбывшихся надежд, изменения в потребительском и космополитическом менталитете населения. К отложенным последствиям губительного информационного воздействия относится внедрение ложной теории и следующий за ним колоссальный материальный ущерб. Сюда же можно отнести и информационный удар на выборах, инициирующий избрание соответствующей элиты, ведущее к десятилетиям материального разрушения в стране». В.А. Ачкасов и В.А. Гуторов обоснованно полагают, что информационные институты обеспечивают не только социокультурную связь, но и модифицируют сознание своей аудитории, управляют ее поведением, то есть они выступают как одни из творцов политики. В этом контексте уместно говорить об информационной власти, которая проявляется в управлении коммуникациями, их содержанием и направленностью посредством манипулирования и кодирования информации. Такая власть оказывает воздействие на поведение людей двумя основными способами: * побуждая людей к определенным действиям через внушенные им цели и ценности; * блокируя или предотвращая возникновение нежелательных (антисистемных) общественных движений, действий, протестов. При этом, необходимо уточнить, что СМИ только лишь средства которыми управляют с уровня идеологического приоритета в конкретных целях концептуальной власти. В обеспечение этого на западе привлекается большое число научно-исследовательских институтов, университетов и научных центров, а также выделяются значительные финансовые ресурсы. В современных условиях, когда новые поколения людей формируются под воздействием бурно развивающейся информатизации, которая вызывает в них информационную перегрузку, воспринимают действительность опосредованно через телевидение и Интернет, зачастую в искаженном виде. Это проявляется, прежде всего, в иллюзии полной информированности и доступности любой информации, которая, однако, не является знанием. Методике выявления полезного сигнала в динамичном потоке информационного шума пока не учат ни в школе, ни в вузе. Следовательно система образования должна способствовать формированию у молодежи различения как способности личности в информационном шуме выявлять полезный сигнал даже тогда, когда уровень шума значительно превосходит сигнал, и на такой основе различать процессы (явления), их иерархию и взаимную обусловленность. Особенно важно это для студенческой молодежи, так как в последующем из нее вырастают управленческие элиты. Способность к различению, по нашему убеждению, зависит прежде всего от системы мировоззрения человека и его нравственности. Идеологический приоритет социального управления через систему образования, прессу, кино, телевидение способствуют формированию духовного мира каждого человека, включающего систему ценностей, стереотипов отношений к социокультурным явлениям и стереотипов поведения в обществе. В XXI веке обществу, претендующему на концептуально-властное управление, жизненно необходимо переосмыслить несостоятельные отжившие свое стереотипы и сформировать в культуре новые стереотипы, адекватные глобализационным вызовам современности. Отрывок из Диссертации И.В.Солонько «Система концептуальной власти в условиях глобализации: социальная обусловленность и Типологизация» Источник: vk.com Комментарии: |
||||||