![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Аппаратная нейрокоррекция - нужна-ли? |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-03-07 14:35 ![]() В продолжение темы предыдущей статьи, остановлюсь на ключевых моментах, почему я не рекомендую аппаратные методы нейрокоррекции (БОС, интерактивного метронома, Томатиса, стабило-платформ и т.д). Классическая нейропсихология и детская нейропсихология в частности, предполагает работу с высшими психическими функциями (ВПФ). Эти функции, согласно трудам Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и других учёных, стоявших у истоков и развивающих эту науку НЕ ДАНЫ человеку от рождения. В отличие от простых когнитивных процессов, которые есть и у многих животных, ВПФ не появляются просто с созреванием тех или иных мозговых зон. Например, словесно-логическое мышление может возникнуть только в результате овладения ребёнком речи и усвоения им принятых обобщённых понятий. Речь, как известно тоже не появится, если ребёнок не будет слышать её, даже если у ребёнка будет прекрасный от рождения, здоровый мозг, но с ним не будут разговаривать, его не будут обучать правилам пользования предметами быта и т.д, такой ребёнок не заготовит и не овладеет культурой общества, в котором он родился. ВПФ (произвольные и сознательные память, внимание, мышление, речь, письмо, чтение и счёт) формируются только: - в результате воспитания и обучения; - управляются произвольно и сознательно; - передаются благодаря овладению знаково-символической системой. Возвращаясь к тренажёрам. Все они направлены на отдельную стимуляцию какого-то конкретного компонента, который может входить или не входить в ту или иную ВПФ. То есть идёт пустая стимуляция например чувства ритма. Встаёт вопрос -зачем и для чего? Кто-то скажет, но ведь ритм -это важно, он входит в состав многих умений, например, письма, чтения и т.д. Да, входит, но чтобы ритм стал смысловым звеном в таких сложных процессах как письмо, чтение и плавность речевого высказывания, необходимо, чтобы этот ритм осознавался и продуцировался произвольно. БОС программы, к которым относится в том числе интерактивный метроном, позиционируемый как раба с ритмом носит развлекательный характер, оторванный от той деятельности, ради которой его назначают. Когда ребёнок осваивает ритм например путём самостоятельного маркирования или отстукивая палочками друг о друга - у него максимально включено внимание, произвольность, задействованы чувственно-двигательные компоненты ВПФ. Согласно законам возрастной психологии, все умения сначала совершаются во внешнем плане и в предметной среде. И освоение ритма - не исключение, чтобы чуввствоание ритма и смена разных ритмических программ вступилось во внутренний психический план, сначала нужно его наработать от тела. БОС программы этого дать не могут, они изначально устроены как внешние и пассивные. То же самое могу сказать и о БОС программах, которые якобы тренируют концентрацию внимания. Многим детям необходимо ограничивать пребывание перед экраном, самое забавное, что эти же специалисты, которые рекомендуют БОС для развития и коррекции внимания, рекомендуют ограничить экранное время. Получается парадокс. Дети приходят на занятия и сидят перед монитором. Чем это отличается от компьютерных игр -ничем. Опыт, полученный путём коррекции внимания на аппарате БОС, не переносится на выполнение заданий по русскому языку, математике и чтению. Внимание -это сквозной процесс, оно пронизывает все произвольные виды деятельности. Чтобы сформировать качественное произвольное внимание, нужна планомерная систематическая работа начиная с раннего возраста, когда вниманием ребёнка управляет взрослый. Всё сначала происходит на уровне личностного общения «взрослый-ребёнок», здесь очень рекомендую почитать исследования М.И.Лисиной. Одновременно с этим, ребёнка учат пользоваться предметами, ему показываю, что для чего и как нужно. Дальне, ребёнок постепенно овладевает алгоритмами многих видов деятельности. Сначала это происходит во внешнем плане, затем переходит во внутренний план действий. Программы бОС не предполагают собственной инициативы ребёнка, у них нет возможности проработки функций на предметном уровне, они носят не исследовательский, а пассивно-развлекательный характер. В структуру любой произвольной функции входит осознанное управление ею, например, чтобы выучить стихотворение, нужно преодолеть нежелание прочесть егомногократно, БОС не учит этому преодолению, просто потому что он устроен по принципу «развлечь» ребёнка. Вот и получается, посещая занятия на аппаратах, мозг не учится работать целостно, он недополучает чувственно-двигательного опыт, не может преобразовать получившийся продукт, не научается преодолевать объективные трудности. Ближайшие задачи, которые жизнь поставит перед ребёнком -это школа, где не будет анимации, где нужно много писать, читать и считать. А мозг, благодаря пассивно-развлекательным мероприятиям не научен подавлять сиюминутные аффекты, не умеет составить программу действий в предметном мире и т.д. Прогресс тоже нужно использовать по назначению. Чтобы сейчас пользоваться роботами-пылесосами и «умным домом», современные взрослые в детстве прошли стадии развития непосредственного чувственного опыта и взаимодействия с предметами. Живой организм, мозг и психика современного ребёнка так же нуждается в этом опыте, не могут аппаратные технологии заменить этой ступени развития. Но, хорошо сформировав этот уровень через воспитание и обучение в системе «человек-человек», современные дети легко овладеют и гаджетами и любыми сложными электронными устройствами, но при этом аги будут сознательными, внимательными, целенаправленными и локивкими. Если же вместо обучения и воспитания стимулировать отдельные мозговые процессы и перегружать визуальными стимулами зрительное восприятие и внимание, то мы получим неусидчивого, рассеянного, не умеющего программировать свою деятельность человека. Собственно, есть уже эти исследования о поколении зумеров. Источник: vk.com Комментарии: |
||||||