14 марта в Совета Федерации состоялась панельная дискуссия по теме «Государственная политика Российской Федерации в области цифровизации экономики и промышленности»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-03-16 19:59

цифровизация

14 марта в Совета Федерации состоялась панельная дискуссия по теме «Государственная политика Российской Федерации в области цифровизации экономики и промышленности». Елена Мирюгина Евгений Нежданов Алтухова Наталья Вячеслав Тимченко Алексей Денисов Руслан Сафиуллин Алексей Мостовщиков Сергей Банных

Сенаторы Совета Федерации, представители ответственных ФОИВ – Министерство промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ, представители организаций, осуществляющих деятельность в сфере химической промышленности провели анализ государственной политики Российской Федерации в области цифровизации экономики и промышленности.

Действительно, в условиях глобальной конкуренции технологическое лидерство является ключевым фактором национального развития и экономической безопасности. В этой связи Россия реализует комплексную стратегию, направленную на достижение технологического суверенитета, развитие инновационных отраслей и обеспечение превосходства отечественных технологий над зарубежными аналогами. Общий объем финансирования национальных проектов по обеспечению технологического лидерства до 2030 года составит около 3 трлн рублей, из которых значительная часть направлена на поддержку приоритетных отраслей, включая атомную энергетику, биотехнологии, беспилотные системы, микроэлектронику и медицинские технологии.

1. Государственная политика в области технологического лидерства Государственная стратегия технологического развития России основана на национальных проектах и федеральных инициативах, направленных на обеспечение технологической независимости и укрепление позиций отечественных разработок на мировом рынке. Ключевые аспекты данной политики включают:

Развитие нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию национальных проектов в приоритетных отраслях экономики.

Введение ключевых показателей технологического развития, включая Комплексный индекс технологической независимости.

Расширение программ научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в стратегических отраслях.

Стимулирование частно-государственного партнерства и привлечение инвестиций в высокотехнологичные производства.

Поддержку экспорта российских технологий и продукции с высокой добавленной стоимостью.

2. Основные направления правового регулирования

Обеспечение технологической независимости – разработка и внедрение методик оценки уровня технологического суверенитета, формирование стратегий импортозамещения и снижение зависимости от критически важных иностранных компонентов.

Развитие высокотехнологичных производств – создание условий для формирования комплексных производственных цепочек, включающих полное локальное производство комплектующих.

Государственная поддержка инноваций – разработка механизмов налогового стимулирования, грантовых программ и льготного финансирования для перспективных технологических стартапов.

Развитие кадрового потенциала – подготовка специалистов в области высоких технологий, расширение программ повышения квалификации и создание исследовательских центров на базе ведущих университетов.

3. Национальные проекты как инструмент технологического лидерства Национальные проекты представляют собой ключевой механизм реализации стратегии технологического развития России. Они охватывают критически важные отрасли, способствующие укреплению экономического суверенитета страны. В рамках программы до 2030 года запущены восемь национальных проектов, направленных на достижение технологического лидерства:

1. Средства производства и автоматизация

Цель проекта – укрепление конкурентоспособности отечественной промышленности, повышение эффективности производства и ускоренное внедрение инновационных технологий в производство. В рамках проекта планируется:

Обновление основных фондов машиностроительных предприятий.

Развитие аддитивных технологий, в том числе внедрение 3D-печати и других аддитивных процессов, которые позволят ускорить прототипирование, повысить гибкость производства и снизить себестоимость.

Производство 40 тыс. единиц промышленной робототехники, что увеличит долю отечественных роботов на рынке с 5% до 30%.

Запуск программ стимулирования производства компонентов для автоматизированных производств.

В рамках проекта Минобрнауки России доработана методика расчета показателя «Уровень профессионально- квалификационной обеспеченности организаций сферы производства средств производства и автоматизации» и утверждена распоряжением Минобрнауки России от 15 января 2025 г. № 14-р «Об утверждении методики расчета показателей национального проекта «Средства производства и автоматизации».

В рамках Федеральным проектом «Наука и кадры для производства средств производства и автоматизации» будут реализованы мероприятия по:

зачислению студентов старших курсов обучение по разработанным или актуализированным основным образовательным программам высшего образования в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации;

прохождению обучающимися практических занятий с использованием учебно-производственных комплексов на базе отечественных средств производства и автоматизации

проведению обучения работников промышленных предприятий и образовательных организаций по дополнительным профессиональным программам в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации

проведению НИР и НИОКР в интересах организаций сферы производства средств производства и автоматизации.

2. Новые материалы и химия

Проект включает разработку критически важных технологических цепочек, создание новых композитных материалов и внедрение редкоземельных металлов в промышленное производство. Ключевые цели:

Освоение и эффективное применение редкоземельных ресурсов и развитие технологий по переработке редкоземельных металлов в целях создания высокотехнологичных материалов для аэрокосмической, оборонной и других стратегических отраслей.

Внедрение новых типов сверхпрочных композитов и биополимеров.

Увеличение доли отечественной химической продукции на внутреннем рынке с 60% до 85%.

Реализация мероприятий ФП «Разработка важнейших наукоемких технологий по направлению новых материалов и химии» обеспечит исполнение приоритетных направлений Указа № 529 и важнейших наукоемких технологий, а именно:

технологии создания новых материалов с заданными свойствами и эксплуатационными характеристиками (п.23);

технологии производства малотоннажной химической продукции, включая особо чистые вещества, для фармацевтики, энергетики и микроэлектроники (п.24).

3. Промышленное обеспечение транспортной мобильности

Цель проекта – кратный рост объемов производства основной гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей и соответствующих долей отечественной продукции в потреблении, в том числе:

Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения на ключевых магистралях России, в том числе повышение уровня технологического суверенитета высокоскоростного ж/д подвижного состава – 81%

Развитие отечественного авиастроения, включая выпуск новых моделей пассажирских самолетов. Уровень технологического суверенитета в авиастроении в России к 2030 году – 50%

Увеличение производства электробусов и электромобилей.

Развитие судостроения, включая создание нового поколения арктических ледоколов. Создание условий для достижения целевых объемов постройки судов водного транспорта. К 2030 году планируемый уровень технологического суверенитета судостроительной отрасли – 45%.

Обеспечение разработки и внедрения отечественных технологий, а также притока высококвалифицированных кадров в авиа-, судостроительную и инновационную транспортную отрасли.

4. Космос

Проект ориентирован на развитие российской космической отрасли, включая:

Запуск более 250 спутников для расширения национальной орбитальной группировки.

Развитие многоразовых ракет-носителей и технологий космической логистики.

Создание новых исследовательских станций на орбите.

Увеличение доли российских спутниковых технологий на мировом рынке с 12% до 25%.

5. Новые технологии сбережения здоровья

Создание условий для массового внедрения в здравоохранение цифровых технологий и дистанционного оказания медицинской помощи:

Разработка технологий в области регенеративной биомедицины и тканевой инженерии, направленных на предотвращение и коррекцию возрастных когнитивных нарушений.

Создание вакцин и препаратов против социально значимых заболеваний (онкология, диабет, сердечно-сосудистые болезни). Планируется увеличить долю отечественного производства лекарственных препаратов до 90 %, а медицинских изделий — до 40 %.

Модернизация медицинских учреждений и оснащение их современным оборудованием.

Увеличение производства высокотехнологичных медицинских приборов.

6. Технологическое обеспечение продовольственной безопасности

Проект направлен на достижение поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным задач: рост сельхозпроизводства на 25% и увеличение экспорта продукции АПК в 1,5 раза к 2030 году.:

Развитие генетики и селекции сельскохозяйственных культур.

Снижение зависимости от импорта в аграрном секторе на 40%.

Создание и модернизация объектов по производству критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств.

Привлечение квалифицированных специалистов на предприятия агропромышленного комплекса.

Финансовое обеспечение реализации мероприятия «Реализованы мероприятия в рамках инновационно-технологических проектов для последующего создания производства критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств» в 2025 году - 75 210,0 тыс. рублей. По состоянию на 20.12.2024 заключены соглашения о реализации со всеми субъектами Российской Федерации.

Начало реализации мероприятия «Созданы и (или) модернизированы объекты по производству критически важных ферментных препаратов, пищевых и кормовых добавок, технологических вспомогательных средств» – в 2027 году. Заключение соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации будет обеспечено в конце 2026 года.

Также в рамках федерального проекта «Кадры в агропромышленном комплексе»:

В 2025 году выделено 5 261 597,3 тыс. рублей из средств федерального бюджета на модернизацию объектов в целях привлечения квалифицированных кадров для 54 субъектов Российской Федерации.

В 2025 году предусмотрено 1 000 000,0 тыс. рублей из средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья для специалистов, вовлеченных в реализацию ключевых проектов для 21 субъекта Российской Федерации.

В 2025 году предусмотрено 413 365,3 тыс. рублей из средств федерального бюджета на привлечение обучающихся для прохождения практики и осуществления трудовой деятельности к сельскохозяйственным товаропроизводителям для 52 субъектов Российской Федерации.

В 2025 году предусмотрено 330 800,4 тыс. рублей из средств федерального бюджета на выплаты стимулирующего характера для специалистов, привлекаемых в ключевые проекты для 52 субъектов Российской Федерации.

В 2025 году предусмотрено 62 930,8 тыс. рублей из средств федерального бюджета в целях направления граждан на обучение для сельскохозяйственных производителей для 47 субъектов Российской Федерации. По состоянию на 25.02.2025 соглашения о предоставлении субсидий заключены со всеми субъектами Российской Федерации.

7. Новые атомные и энергетические технологии

Проект направлен на достижение цели по обеспечению мирового лидерства в атомных технологиях и технологического суверенитета в новых энергетических технологиях. В задачи национального проекта входит реализация критически значимых проектов, в том числе:

по разработке технологий замкнутого ядерного топливного цикла и энергоблоков нового поколения большой и средней мощности и линейки наземных АЭС малой мощности ;

обоснованию безопасности решений новой атомной энергетики (экспериментально-стендовая база для разработки технологий двухкомпонентной атомной энергетики);

созданию технологий для получения экологически чистого источника энергии будущего (технологии термоядерной энергетики), тиражированию блоков АЭС большой мощности.

Реализация упомянутых проектов обеспечит достижение 67% значения показателя «Уровня технологической независимости в области создания новых атомных технологий» к 2030 году, который характеризует уровень готовности технологий и производства результатов и мероприятий, и позволит расширить глобальное присутствие России на международном рынке атомных и смежных технологий с 62 стран (2024 г.) до 75 стран к 2030 году.

Достижение технологического суверенитета Российской Федерации в ключевых отраслях промышленности будет реализовано за счет:

разработки новых технологий и производств литий-ионных и постлитиевых систем накопления электроэнергии

разработки электротехнического оборудования, турбин, ЗИП комплектов для иностранных турбин, а также создание лабораторий для проведения испытаний оборудования

разработки ветрогенерирующего оборудования и оборудования для солнечной энергетики;

разработки оборудования и технологий для реализации СПГ проектов;

разработки оборудования для бурения на суше, на шельфе, нефтепереработки, нефтегазохимии, а также для геологоразведки.

Также в НПТЛ были включены следующие мероприятия:

строительство единственного в мире опытно-демонстрационного энергокомплекса» (ОДЭК) IV поколения;

строительство новых блоков АЭС большой мощности;

строительство атомных станций малой мощности (АСММ);

строительство инновационного энергоблока с водо-водяным энергетическим реактором с качественно новыми техническими и повышенными экономическими характеристиками;

строительство универсального многоцелевого исследовательского реактора на быстрых нейтронах МБИР;

строительство уникального токамака с реакторными технологиями и стендовой базы

создание продуктов и технологий в литий-ионных и постлитиевых системах накопления электроэнергии

8. Биоэкономика

Срок утверждения НПТЛ «Биоэкономика» – 1 апреля 2025 года. К этому моменту должна быть проведена большая работа над формированием документа.

Цель проекта – достижение к 2030 году технологического суверенитета в биоэкономике посредством сокращения в 2 раза импортозависимости и достижение в перспективе до 2036 года технологического лидерства посредством формирования новых рынков, создания инфраструктуры системного развития и опережающего научно-технологического задела

Производство органической продукции и экологически чистых материалов.

Переработку промышленных и сельскохозяйственных отходов.

Развитие технологий производства биотоплива.

Увеличение доли российских биотехнологий на глобальном рынке.


Источник: vk.com

Комментарии: