![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
За гранью разума: 10 психологических экспериментов, потрясших мир |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-06 12:26 ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Что движет нами? Почему мы принимаем те или иные решения? Эти вопросы издавна волновали умы ученых, и поиск ответов привел к проведению ряда психологических экспериментов, чьи результаты до сих пор будоражат воображение и заставляют переосмыслить природу человеческой психики. Некоторые из этих исследований, проведенных десятилетия назад, сегодня выглядят этически неоднозначными, но их научное значение остается неоспоримым. Приготовьтесь к погружению в мир захватывающих, а порой и пугающих, открытий! 10. Собаки Павлова: звонок и слюна – начало революции в понимании рефлексов (1904) Иван Павлов, имя которого известно каждому школьнику, совершил революцию в физиологии и психологии, изучая условные и безусловные рефлексы. Забыв на время этические дискуссии, давайте взглянем на суть эксперимента: через фистулу в желудке собаки Павлов измерял выделение желудочного сока. Постепенно, сочетая подачу корма со световым сигналом, он добился того, что один лишь сигнал вызывал обильное слюноотделение и секрецию желудочного сока. Это открытие показало тесную взаимосвязь между физиологией и психикой, заложив фундамент для будущего развития психологии. 9. Маленький Альберт: рождение условных страхов (1920) Джон Б. Уотсон, решив доказать, что эмоции – это всего лишь приобретенные рефлексы, провел эксперимент с девятимесячным Альбертом. Сначала малыш испытывал радость, играя с белыми пушистыми предметами. Однако Уотсон, каждый раз, когда Альберт трогал игрушки, издавал резкий, пугающий звук. Вскоре Альберт стал испытывать страх при виде любых белых пушистых вещей. Этот эксперимент, с точки зрения современной этики, недопустим, но он ярко показал, насколько легко формировать условные реакции, в том числе и страхи, в раннем возрасте. 8. Эффект Аша: сила конформизма (1951) Соломон Аш поставил перед собой вопрос: насколько сильно люди подвержены влиянию большинства, даже если знают, что большинство неправо? В его эксперименте студенты оценивали длину линий. Среди испытуемых были тайные помощники экспериментатора, которые нарочно давали неправильные ответы. Результат шокировал: треть участников поддались групповому давлению, даже когда очевидно видели правильный ответ. Эксперимент Аша наглядно демонстрирует силу социального конформизма и силу убеждения большинства. 7. Эксперимент Милгрэма: послушание авторитету (1963) Стэнли Милгрэм из Йельского университета изучал готовность людей подчиняться авторитету даже тогда, когда это противоречит их моральным принципам. В эксперименте «учителя» (испытуемые) якобы наказывали «учеников» (актеры) электрическим током за ошибки. Несмотря на крики «учеников», 65% «учителей» продолжали увеличивать силу тока по указанию экспериментатора, пока не достигали максимально опасного уровня. Эксперимент Милгрэма стал символом беспрекословного подчинения авторитету и показал ужасающую силу слепого послушания. 6. Кукла Бобо: наблюдение и агрессия (1965) Альберт Бандура исследовал, как дети усваивают агрессивное поведение. Дети наблюдали за взрослыми, которые либо агрессивно обращались с куклой Бобо, либо играли с ней спокойно. Результат: дети, наблюдавшие агрессивное поведение, воспроизводили его в своей игре. Эксперимент подтвердил теорию социального научения и показал, насколько сильно поведение взрослых влияет на развитие агрессии у детей. 5. «Нога в двери»: маленькая уступка – большой результат (1966) Джонатан Фридман и С. Фрейзер провели серию экспериментов, показывающих, что маленькая просьба, удовлетворенная человеком, увеличивает вероятность его согласия на более крупную просьбу впоследствии. Домохозяйки, согласившиеся на короткий телефонный опрос о моющих средствах, с гораздо большей вероятностью разрешили исследователям провести инвентаризацию в своем доме. Этот «эффект ноги в двери» широко используется в маркетинге и социальных манипуляциях. 4. Выученная беспомощность: ловушка безнадежности (1967) Мартин Селигман, исследуя выученную беспомощность, показал, что собаки, которые неоднократно подвергались неконтролируемым ударам током, впоследствии не пытались избежать последующих ударов, даже если это было легко сделать. Этот эксперимент помог понять механизмы депрессии и объяснить, почему люди иногда не пытаются изменить свою негативную ситуацию. 3. Эффект свидетеля (1968): бездействие толпы Трагедия с Китти Дженовезе, убитой на глазах у множества свидетелей, вдохновила Джона Дарли и Биба Латане на исследование эффекта свидетеля. Эксперименты показали, что чем больше людей присутствуют при чрезвычайной ситуации, тем меньше вероятность того, что кто-то из них придет на помощь. Этот эффект связан с диффузией ответственности – каждый считает, что кто-то другой уже вмешается. 2. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971): ситуация и роль Филипп Зимбардо провел знаменитый эксперимент, в котором студенты играли роли заключенных и охранников в импровизированной тюрьме. Эксперимент пришлось прервать из-за быстрого эскалирования насилия и жестокости со стороны «охранников». Эксперимент наглядно продемонстрировал, как социальная ситуация и роли могут радикально изменить поведение людей. 1. Эксперимент Facebook (2012): эмоциональное заражение в сети Даже в XXI веке продолжаются психологические эксперименты, зачастую в скрытом виде. Facebook в 2012 году манипулировал новостной лентой сотен тысяч пользователей, показывая им преимущественно положительные или отрицательные посты. Эксперимент показал явление «эмоционального заражения» – настроение пользователей влияло на их посты и активность в соцсети. Эти десять экспериментов – лишь верхушка айсберга. Они раскрывают удивительную сложность человеческой психики и напоминают о важности этического подхода к исследованиям в психологии. Однако их научная ценность неоспорима, и знания, полученные в ходе этих экспериментов, продолжают влиять на наше понимание себя и окружающего мира. Источник: vk.com Комментарии: |
||||||