Я терпеть не могу, когда про психолингвистику говорят, что это наука «на стыке» психологии и лингвистики

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Я терпеть не могу, когда про психолингвистику говорят, что это наука «на стыке» психологии и лингвистики. Да и в целом не очень понимаю слово "междисциплинарная".

Вообще, наук «на стыке» чего-то не бывает. Характерный пример для меня — биоинформатика. У биологии есть свой предмет познания, у информатики — свой, никакого «стыка» между ними нет. А кроме того, биоинформатика включает в себя не только биологию и информатику, это не просто биология + информатика. То же самое относится, например, к нейролингвистике и психолингвистике.

Какая-то научная область претендует на самостоятельность лишь в той степени, в какой определён её предмет. Проблема в том, что предмет психолингвистики определить довольно непросто, поэтому многим и кажется достаточным сказать, что это наука «на стыке».

К определению предметной области ПЛ можно подойти с нескольких сторон.

Первый подход к предмету ПЛ.

Предмет ПЛ — это отношения между сообщениями и характеристиками участников коммуникаций, в частности, процессы, способствующие превращению намерения говорящего в сигналы (кодирование), а сигналов — в интерпретации слушающего (декодирование). ПЛ при таком предмете есть наука о процессах кодирования и декодирования сообщений партнёрами коммуникации, причём партнёрами могут быть не люди, а компьютеры.

Второй подход к предмету ПЛ.

Предмет ПЛ — это соотношения между потребностями выражения и сообщения, с одной стороны, и теми средствами, которые предоставляет для этого язык, с другой стороны.

Третий подход к предмету ПЛ.

Предмет ПЛ — это не просто целостное описание речевых сообщений на основе изучения как процессов порождения и восприятия речи, так и её продуктов (текстов), а рассмотрение особенностей работы этих процессов и продуктов в их связях с функциями общения в обществе и с развитием личности.

Более того, с течением времени, с развитием ПЛ её предмет неоднократно менялся. Но это — тема для отдельной сказочки.


Источник: vk.com

Комментарии: