![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
В чем причина и суть удивительной разницы между людьми и всеми остальными животными, – настолько сильной, что мы вообще не готовы считать себя животными? |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-27 15:05 ![]() Многие, вслед за лингвистом Ноамом Хомским, считали, что главное различие – в особом «речевом органе» мозга, программирующем генерацию и восприятие речи (анатомически это ансамбль нейронных колонок, в котором участвуют зона Брока, зона Вернике и другие области коры). Но однажды животные заговорили. Честь «первого контакта» — разговора представителей разных биологических видов — принадлежит шимпанзе Уошо и ее воспитателям, супругам Аллену и Беатрисе Гарднерам (все трое – на фото). Обучить обезьян человеческой речи пробовали и раньше, но это оказалось невозможным – не из-за недостатка ума, а из-за различий в устройстве гортани. Но Гарднерам в 1966-м году пришла в голову идея обучить шимпанзе языку жестов, которым пользуются глухонемые. Гарднеры воспитывали Уошо как собственного ребенка. Она не просто запоминала жесты, при помощи которых к ней обращались приемные родители, но задавала вопросы, отпускала комментарии и сама заговаривала с ними. Первым ее «словом» стал знак «еще!»: еще пощекотать, обнять, угостить или познакомить с новыми словами. За три года жизни с Гарднерами Уошо освоила 350 знаков-слов американского языка глухонемых и научилась объединять их в простые предложения. Вот, например, Уошо пристает к одному из исследователей, чтобы он дал ей сигарету, которую тот курил: следуют знаки «дай мне дым», «дым Уошо», «быстро дай дым». В конце концов исследователь сказал: «Попроси вежливо», — на что Уошо ответила: «Пожалуйста, дай мне горячий дым». Впрочем, сигарету ей так и не дали. Легко дались шимпанзе и такие, казалось бы, чисто человеческие умения, как шутить, обманывать и даже ругаться. Одного из служителей, долго не дававшего ей пить, она назвала «грязным Джеком». А ведь ругаться — дело совсем не такое примитивное, поскольку говорит о способности Уошо употреблять слова в переносном смысле, обобщать их значения. Собственно, на этой способности обобщать с помощью слов и строится человеческая разумность. Оказалось, что Уошо строит обобщения не хуже, чем дети, начинающие овладевать языком. Один из первых выученных ей знаков — «открой!» — она сначала применяла, чтобы ей открыли дверь комнаты, потом стала использовать его для открывания всех дверей, потом для ящиков, контейнеров, бутылок и наконец даже чтобы открыть водопроводный кран. Уошо правильно использовала личные местоимения, представления о прошлом и будущем, порядок слов в предложениях, - например, отлично понимала разницу между «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя». Тем временем в лабораторию Гарднеров привезли несколько других недавно появившихся на свет шимпанзе. Они быстро учились и вскоре начали общаться друг с другом на языке жестов. И когда у Уошо появился приемный детеныш, он начал учиться жестам, наблюдая уже не за людьми, а за обезьянами. Исследователи не раз замечали, как Уошо «ставит ему руку» — поправляет жест-символ. В итоге образовалось целое микросообщество «говорящих» обезьян - «семья Уошо». В 70-е годы несколько групп исследователей, работавших с разными видами человекообразных обезьян, подтвердили и дополнили эти данные. Появились особо одаренные знаменитости, такие как горилла Коко или бонобо Канзи, знавшие тысячи слов. Исследования «говорящих» обезьян стали одним их важнейших аргументов в пользу отсутствия принципиально разрыва в способностях между людьми и животными. Языковое творчество (перенос значений), способность к абстрации и рекурсии - на все это обезьяны оказались способны и без человеческого "языкового органа". Вот только остались ли они обезьянами? В эксперименте по разделению фотографий на две категории, — «люди» и «животные», — все «говорящие» обезьяны, с которыми проводили этот эксперимент, относили себя к категории «люди». (по мотивам интереснейшей книги профессоров биофака МГУ Анны Смирновой и Зои Зориной «О чем рассказали «говорящие» обезьяны: Способны ли высшие животные оперировать символами?») Источник: vk.com Комментарии: |
||||||