![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
То, что в отечественном языкознании принято называть системоцентризмом, есть антропоцентризм. И вот почему |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-20 14:10 ![]() Антропоцентризм исходит из абстрактной, далее не анализируемой идеи о человеке как носителе некоторых свойств и функций. В чём именно состоят эти свойства, почему они таковы, каковы они суть, — это не столь важно. Определённые свойства человека (не конкретного представителя социально-культурной группы, существующего в конкретных исторических условиях, а человека вообще) берутся за исходный пункт. Так, например, антропоцентризм не отрицает психику и социум, но берёт их в качестве не анализируемой далее абстракции, как не развивающейся и не испытывающей на себе никакого влияния исходной точки отсчёта. Частным случаем антропоцентризма является идея врождённости некоторых свойств в человеке (будь то чувство прекрасного, воля к власти, сознание и т.д.). В этом отношении два характернейший примера антропоцентристов в языкознании 20-го века — это Соссюр и Хомский (насчёт второго я не вполне уверен, поскольку он много раз переобувался — за ним не уследишь). То, что принято называть антропоцентризмом, есть, напротив, преодоление этого абстрактного человека как центра, как исходной точки. Такой способ понимания и изучения языка не исходит из человека, а стремится прийти к человеку — к тому, как психические, личностные, социальные, культурные явления и процессы реализуются в языковых формах и влияют на них. Отсюда оказывается возможным рассматривать языковую систему как функцию, как способ осуществления индивидуально-личностных и социально-культурных систем, выводя её содержание и формообразование из переплетения и дифференциации этих систем, а не просто из самоотображения языковых единиц. Вот почему всем другим наименованиям я предпочитаю два: классическое языкознание и неклассическое языкознание. Разумеется, не существует «чистого» антропоцентризма и «чистого» системоцентризма. В рамках одной и той же концепции может иметь место разное соотношение системоцентрических и антропоцентрических понятий и теоретических положений. Для решения одних теоретических и практических задач подходит «антропоцентризм», для других — «системоцентризм». Источник: vk.com Комментарии: |
||||||