![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
СПОРЫ ПРО ТАНГЕНС, НЕ РАВНЫЙ НУЛЮ |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-17 07:00 ![]() ![]() ![]() ![]() На прошедшей неделе в сообществах преподавателей математики активно обсуждался вопрос, «вшито» ли утверждение cos(x) ? 0 в утверждение tg(x) ? 0. Перед тем, как я изложу свою точку зрения, хотелось бы выделить некоторые основания, на которые я буду опираться, но которые не имеют прямого отношения к математике. Основание №1. Для получения точного и ясного ответа на некоторый вопрос, этот вопрос должен быть удачно сформулирован. Вопрос, сформулированный выше («вшито» ли утверждение cos(x) ? 0 в утверждение tg(x) ? 0?) видится мне крайне неудачным и потому неоправданно дискуссионным. К слову, философы давно столкнулись с проблемой неудачных вопросов, которая (зачастую) проистекает не из сложности предмета обсуждения, а из неспособности людей ясно формулировать свои мысли и придерживаться строгих определений. Если кто-то хочет в эту тему углубиться, то рекомендую обратиться к лекциям по философии Витгенштейна или напрямую к его книгам (которые очень трудно воспринимать и понимать). Надеюсь, что в конце поста мне удастся переформулировать вопрос более удачно, чтобы дать на него ясный ответ. Основание №2. Учебники бывают очень разными. Не на всякий учебник или учебное пособие можно ссылаться, защищая свою позицию: одни учебники имеют больший вес, чем другие. Вес определяется отношением профессионального сообщества к учебнику (это отношение трудно измерить) и тем, прошёл ли учебник научную экспертизу (наличие экспертизы легко определить вхождением учебника в Федеральный перечень учебников). Некоторые учебники написаны для детей определённого возраста и потому этим учебникам можно простить какие-то неточности и недомолвки. Например, необязательно восьмикласснику знать, что утверждение «квадратное уравнение не имеет корней при D < 0» является ложным или, по меньшей мере, неточным, неполным. Причина, по которой мы скрываем от учеников правду, заключается в том, что правда для них (пока что) слишком сложна. И будет мешать им воспринимать новый материал. Со временем ученики сами узнают, что мы были с ними не до конца честны и, мне кажется, простят нам наше решение защитить их от правды в угоду понятности. Иногда учебники написаны для старшеклассников и преподавателей, но всё равно содержат неточности, которые подмечает без особого труда даже старшеклассник-лицеист. Как же выбрать учебники достаточно точные и полные для поиска ответов на самые заковыристые вопросы? Не знаю. Но я выбираю те учебники, которые прошли научную экспертизу и потому входят в Федеральный перечень учебников. На дату публикации поста, 17 февраля 2025 года, в этот перечень входят учебники Виленкина (5–6 классы), Макарычева (7–9 классы) и Мерзляка (10–11 классы). Других учебников математики с 5 по 11 классы я в перечне не обнаружил. В общем, кратко оба основания можно изложить так: вопрос нужно формулировать корректно и на математическом языке, а для аргументации своей точки зрения и ответа на вопрос нужно использовать учебники, которые прошли научную экспертизу. К посту я прикрепил картинки из учебника Мерзляка за 10 класс. Каждое предложение на картинках очень важно! Уже на первых трёх картинках можно найти ответ на обсуждаемый вопрос, но я всё-таки раскрою смысл написанного на картинках. Всякое уравнение, неравенство, система или совокупность — это предикат. Но термин «предикат» является более широким. Например, утверждение «x делится на 5 с остатком 3» тоже является предикатом. Обратите внимание, что предикат никогда не рассматривается в отрыве от множества, на котором он задан (первые 2 картинки). А ОБЛАСТЬ ИСТИННОСТИ предиката всегда является подмножеством ОБЛАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ предиката. Именно эта идея является ключом к ответу на вопрос, который в начале поста сформулирован. Да что там! Эта идея является ключом к формулированию удачного вопроса. Например, вопрос можно сформулировать так: «Входит ли хотя бы один корень уравнения cos(x) = 0 в множество истинности предиката tg(x) ? 0?» Ответ: «Все x, при которых cos(x) = 0, не входят в область определения предиката tg(x) ? 0, а значит, и в область истинности этого предиката не входят». Другими словами, наличие в системе предиката tg(x) ? 0 означает, что решением системы не будут те значения x, при которых cos(x) = 0. Поэтому при решении уравнений с дробями, где в знаменателе стоит tg(x), достаточно записать предикат tg(x) ? 0 и не писать предикат cos(x) ? 0. Хотя включение в систему условия cos(x) ? 0 не является ошибкой и даже не является недочётом. Процесс поиска ответа на вопрос видится мне более важным, чем сам ответ, но всё-таки сформулирую свою точку зрения явно. Опираясь на определения из современного учебника, прошедшего научную экспертизу, можно заключить, что условие cos(x) ? 0 «вшито» в условие tg(x) ? 0, потому что всякий предикат (будь то предикат tg(x) = 0 или предикат tg(x) ? 0) рассматривается на некотором множестве. А всё, что не входит в это множество (в ОДЗ уравнения tg(x) = 0 или ОДЗ неравенства tg(x) ? 0) автоматически не входит и в область истинности предиката. Разумеется, всякий корень уравнения cos(x) = 0 не входит в ОДЗ выражения tg(x), а потому не входит в ОДЗ уравнения tg(x) = 0 и не входит в ОДЗ неравенства tg(x) ? 0. Таким образом, утверждение cos(x) ? 0 «вшито» как в уравнение tg(x) = 0, так и в неравенство tg(x) ? 0. P. S. К сожалению, даже этот современный учебник, прошедший научную экспертизу, содержит пробелы в построении формальной системы (картинка 3). Авторы вводят понятие равносильных предикатов только для случая, когда области определения этих предикатов равны. Поэтому не до конца понятно, считать ли предикаты (?x = 1) и (x = 1) равносильными. С одной стороны, их множества истинности совпадают, что, по определению из учебника, якобы должно означать, что предикаты равносильны. С другой стороны, в преамбуле к определениям (преамбула — это некоторые предварительные записи) отмечено, что предикаты, которые рассматриваются в определениях, следует считать заданными на одном и том же множестве M. То есть получается, что как будто бы для предикатов, которые заданы на разных множествах, вообще не введено понятие равносильных предикатов и все следующие понятия (совокупность предикатов, система предикатов, импликация предикатов). Такое положение дел оставляет пространство для домыслов и спекуляций, которые выливаются в дискуссии больших размеров, чем следует. P. P. S. Несмотря на мелкие неточности, которые есть в учебнике Мерзляка, мне он по-настоящему нравится. Для примера я прикрепил картинку №4, на которой, по моему мнению, очень грамотно изложено, почему система, в которую входит совокупность, превращается в совокупность из нескольких систем. Вообще на все эти системы, совокупности, уравнения и неравенства нужно смотреть с двух удобных позиций: с позиции алгебры множеств (с операциями объединения и пересечения) и с позиции алгебры логики (с операциями дизъюнкции и конъюнкции). Именно такой взгляд позволяет найти ответы на многие вопросы и сильно помогает при решении егэшных задач (особенно задач с параметрами). Источник: vk.com Комментарии: |
||||||