![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Совсем недавно вышла в свет передовая статья американского эволюционного биолога и биоинженера Майкла Левина в соавторстве с Николя Руло: "Brains and Where Else? Mapping Theories of Consciousness to |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-22 13:40 ![]() Совсем недавно вышла в свет передовая статья американского эволюционного биолога и биоинженера Майкла Левина в соавторстве с Николя Руло: "Brains and Where Else? Mapping Theories of Consciousness to Unconventional Embodiments". (https://facultyprofiles.tufts.edu/michael-levin-1/publications) Абстракт статьи: Принято считать, что практичная теория сознания (ТСЗ), помимо прочего, должна объяснять, как сознание связано с мозгом. Однако выводы эволюционной биологии, эволюционной биоэлектрики (developmental bioelectricity) и синтетической биоинженерии раскрывают древние до-нейронные корни многих механизмов и алгоритмов, происходящих в мозге, - из которых следует, что разум (minds) мог предшествовать мозгу. Большинство работ в зарождающейся области разнообразного интеллекта акцентируют внимание на наблюдаемых извне компетенциях по решению проблем в нетрадиционных средах, таких как клетки, ткани и химеры технологий жизни (life-technology). Здесь мы задаёмся вопросом о последствиях этих разработок для теорий, утверждающих, что необходимо и/или достаточно для сознания (consciousness). В частности, мы анализируем популярные актуальные теории сознания, чтобы задать вопрос: какие особенности теории конкретно выделяют мозг как привилегированный субстрат внутренней перспективы, или же особенности, выделяемые теорией, встречаются и в других субстратах. Мы обнаружили, что операции и функциональные принципы, описываемые или предсказываемые большинством ТСЗ, удивительно похожи, что эти сходства затушевываются ссылками на конкретные нейронные субстраты, и что фокус на мозге больше обусловлен условностями и ограничениями воображения, чем каким-либо конкретным содержанием существующих ТСЗ. Обнадёживает тот факт, что некоторые современные теоретики в свете недавней волны технологических разработок в области искусственного интеллекта (ИИ) и органоидной биоинженерии, предприняли явные усилия по применению своих теорий к синтетическим системам. Мы предполагаем, что наука о сознании (consciousness) должна быть в значительной степени открыта для разумов в нетрадиционных воплощениях (средах)." *** Майкл Левин в своей статье указывает нам, кроме всего прочего, на один простой и очевидный феномен (о котором мы обычно никогда не задумываемся), что: 1. Изнутри своей ментальной системы (своего сознания), мы не можем ощущать и субъективно переживать другие разумные системы как сознательные, 2. и не имеет значения, где они находятся (в другом человеке, животном, ИИ, "в мозге или нет") 3. Поэтому, мы можем только предполагать сознание у других ментальный систем, опираясь на свой опыт и "воображение" (об ограниченности которого Левин и пишет в своей работе). 4. Для надёжных предположений нам нужны (кроме свободы воображения) некие индикаторы, которые с большой вероятностью укажут на наличие сознания в другой системе, особенно, если она обитает в других диапазонах длительности, чем мы привыкли. 5. Поиском этих универсальных индикаторов (не привязанных к идее человеческого мозга) и занялся М. Левин, о чём он анонсировал в своей работе, начав с критического сравнения и пересмотра всех актуальных на сегодня теорий сознания. 6. К сожалению, М. Левин в статье очень ограничено учитывает теории разума, разработанные в психоанализе, например, нет упоминаний важнейших идей У. Биона о контейнере-контейнируемом, и И. Матте-Бланко о бесконечных множествах, которые бы расширили его зону поисков. Исходя из вышеизложенного, очень похоже, что предположение Сергей Карелов (https://vk.com/@-226218451-soznanie-i-razum-ne-privyazany-k-mozgu-i-neironam) об очередном "коперниковском перевороте", который совершат исследования Майкла Левина в науке, вполне может сбыться. И тогда человеческий "субъект" перестанет быть одиноким центром, вокруг которого крутятся другие "объекты". В очередной раз потеряв иллюзию своего уникального величия, субъект приобретет своё скромное, но живое фрактальное соседство с множеством других "субъективностей". В тесноте, да не в обиде. Время покажет, окажется гипотеза Левина верной, или не очень) *** Из истории психиатрии мы знаем, что многое о "нормальном" функционировании сознания и разума мы вывели из наблюдений за "патологическими" процессами. Какие-то догадки оказались верны, другие не выдержали проверку временем. Если попробовать принять определение сознания(1) и гипотезу о множестве разных сознаний М. Левина за основу, то в некоторых "патологических" процессах мы можем заподозрить наличие искомых Левиным индикаторов, например: 1. В феномене одновременной амбивалентности, описанной Эйгеном Блейлером при шизофрении (о отличии от обычной последовательной амбивалентности в философии и психологии) 2. В феномене двойной ориентировки (т.е. двойного сознания) при онейроидных состояниях при шизофрении 3. В самих процессах шизофренической дез-интеграции разума и/или его аутистической дис-интеграции 4. В феномене Folie ? Deux (один психоз на двоих) Также, многие описания психоаналитиками "бессознательных" (с точки зрения нашего сознания) структур, действующих автономно и вне рамок нашего актуального сознания, могут быть указателями на индикаторы, которые ищет Левин, например: 1. Феномен "субъективных субъектов" в пространстве бессознательной фантазии, описанный Джеймсом С. Гротштейном. 2. Ансамбль бессознательных фантазий, названных Гербертом Розенфельдом "мафиозной бандой". 3. Идея У. Биона о "Диких мыслях" из нерепрезентированного бессознательного, которые ищут своего мыслителя, ментальную систему, чтобы их помыслить. 4. Возможно: в работе З. Фрейда "Скорбь и меланхолия", и в развитии этой идеи инкорпорированного объекта Карлом Абрахамом, который он наблюдал у пациентов с биполярным расстройством (объект, который должен умереть и быть оплаканным, чтобы быть разобранным на части и ассимилированным в ментальную систему, но вместо этого сохраняется и навязчиво воспроизводится как "призрак" предка - как у шекспировского Гамлета) ___________ (1) "Сознание (Consciousness) – это наличие внутреннего опыта и субъективного восприятия, обусловленные способностью системы (биологической или искусственной) к целенаправленному адаптивному поведению, предсказанию будущего и интеграции информации, причем эти свойства могут проявляться в неожиданных формах и масштабах." Фото: Майкл Левин, https://as.tufts.edu/biology/people/faculty/michael-levin Источник: as.tufts.edu Комментарии: |
||||||