![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
Павел Дуров: Китай использовал советскую модель математического образования для прорыва в ИИ. Что на самом деле стоит за научным чудом |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-01 16:42 Китай использовал советскую модель математического образования для прорыва в ИИ. Что на самом деле стоит за научным чудом В ГОНКЕ ИСКУССТВЕННЫХ ИНТЕЛЛЕКТОВ ПОКА ЕЩЕ НИКТО НЕ ПОБЕДИЛ На волне хайпа вокруг китайской языковой модели DeepSeek, которая обрушила мировые фондовые рынки, возник разговор о математическом образовании, мощный прогресс в котором помог китайцам добиться успеха. Застрельщиком дискуссии выступил создатель ВКонтакте и Telegram Павел Дуров. Он опубликовал на эту тему довольно спорный пост. Мы решили обсудить его с Андреем Соболевским, доктором физико-математических наук, профессором РАН, директором Высшей школы современной математики МФТИ. - Дуров пишет: “…многие удивляются тому, как быстро Китай догнал США в области искусственного интеллекта. Однако прогресс Китая в эффективности алгоритмов не возник из ничего. Китайские ученики уже давно превосходят других по математике и программированию на международных олимпиадах”. То есть, перефразируя известную цитату (Кеннеди говорил это про победу СССР в космической гонке) - теперь уже Китай выиграл гонку ИИ за школьной партой ? - Вообще взять один яркий факт и, на его основе выстроить целую стратегию – это рискованный подход. А вдруг этот факт – не правило, а редкое исключение? А объяснение лежит совсем в противоположной области? Тем более, что тот этап истории развития ИИ, свидетелями которого мы оказались, далеко еще не закончен. Мы — современники — не знаем, как и чем он завершится, сколько будет победителей в этой гонке и кто ими окажется. Но к мыслям Дурова все равно надо относиться с интересом и уважением. СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА ЗАЛОГ УСПЕХА? - Дуров говорит, что китайцы преуспели за счет советской модели. Но ведь Китай перешел на ту же западную систему ЕГЭ и не собирается от нее отказываться? Прав ли Дуров, что возврат к советской системе является залогом успеха? - Дуров прав, когда говорит, что на олимпиадах высшего уровня – национальных и международных – сама соревновательность подстегивает сильных. Она толкает их на достижения, на которые они не были бы способны в спокойном режиме. Теперь, что касается массового поощрения в школе концепции “выживает сильнейший”: похоже, что жесткая конкурентность вообще присуща китайской культуре. Но я не специалист, об этом лучше спросить экспертов по Китаю. Хочу другую мысль подчеркнуть: олимпиадный интеллектуальный спорт высших достижений - это конкуренция внутри крошечной когорты сильных старшеклассников. Она может включать тысячи, сотни или даже десятки молодых людей – в зависимости от того, насколько высоко мы поднимем планку. И это не имеет ничего общего с жесткой конкуренцией на уровне школы. Была ли высокая конкуренция в верхушке советских олимпиадников? Очевидно, да. Была ли жесткая конкуренция в советской школе? Я заканчивал выпускной класс в 1990 году и, честно говоря, не помню такого. ![]() Дуров считает, что конкуренция решает все - Но сегодня и мы от олимпиадной системы потихоньку отходим. Дмитрий Песков (спецпредставитель Президента по вопросам цифрового и технологического развития) объяснял почему система отбора талантов через физико-математические олимпиады, спецшколы и другие инструменты сегодня устарела. Такой подход давал нам 50 тысяч одаренных школьников. В рамках старой модели этого хватало, чтобы вырастить 5-7 крупных национальных компаний, которые создавали основу экономики страны. Сейчас появились новые гигантские высокотехнологичные рынки, связанные с развитием ИИ, созданием беспилотных автомобилей, обработкой больших данных… Поэтому талантов нужно на порядок больше не 50 , а как минимум - 500 тысяч. Поэтому появился “Сириус” (центр для работы с одаренными детьми) и его филиалы в регионах - такой подход позволяет охватить гораздо больше ребят. - Я бы поспорил с вами, происходит ли сейчас отход от олимпиадной модели. От олимпиад, как лифта в ведущие вузы, по-моему, никто не отказывается. На мой взгляд более корректно говорить о дополнении системы олимпиад, другими способами работы с одаренными детьми. Но есть одно принципиальное отличие, когда мы говорим о советской и российской системах математических олимпиад. В СССР олимпиады были ярким интеллектуальным спортом и ничем иным. А в наше время это еще и один из каналов поступления в вузы, дополняющий систему ЕГЭ. Отсюда совершенно разные порядки массовости и совершенно различная мотивация участников. КАК СВЯЗАНЫ ПОБЕДЫ НА ОЛИМПИАДАХ И УРОВЕНЬ НАУКИ - Можно ли по успехам той или иной страны на олимпиадах судить об уровне развития ее математической школы? - Скажем так, я бы не торопился проводить одну прямую линию через эти три точки: конкурентность на олимпиадах, конкурентность в массовой школе и высокий творческий потенциал разработчиков и исследователей в высокотехнологичных компаниях или научных лаборатория. Взаимосвязь здесь не очевидна. - Дуров пишет, что “Китай поощряет жесткую конкуренцию среди учеников, принцип, заимствованный из высокоэффективной советской модели. На Западе препятствуют конкуренции, запрещая оценки среди учеников, и это демотивируют лучших.” Насколько этот фактор влияет на успехи учеников и студентов? - Конкуренция очень мотивирует тех, кому она подходит по темпераменту. Но если говорить о математике, то в ней действует по крайней мере еще один механизм, создающий сильную мотивацию. Это – любопытство и острое интеллектуальное удовольствие от момента озарения, когда ты вдруг понимаешь, как решается сложная задача или в чем заключается неочевидный простой принцип, организующий что-то, что сначала кажется сложным и хаотичным. Этот механизм “тянет” людей в математику столетиями. Именно благодаря ему в науку пришли все гении прошлых веков, от Ньютона и Эйлера до Римана и Гильберта. Затем в этом же направлении заработали и олимпиады, которые сначала в конце XIX века появились в венгерской части Австро-Венгерской империи, а после революции – у нас. ![]() Дуров пишет, что "Китай поощряет жесткую конкуренцию среди учеников, принцип, заимствованный из высокоэффективной советской модели" КИТАЙСКИЕ МАТЕМАТИКИ - ЭТО ПРО ВЫЗУБРИТЬ, А НЕ ПРИДУМАТЬ? - Китайские школьники и студенты часто побеждают на математических олимпиадах. Но я разговаривал со Станиславом Смирновым (знаменитый российский математик лауреат Филдсовской премии - Ред) по этому поводу – он говорит, что китайцы берут зубрежкой. Ведь человек может решать задачи, потому что трудолюбиво изучил множество готовых рецептов. Иногда это отбивает способность к придумыванию чего-то нового. Поэтому выдающихся математиков среди китайцев мало. А наши школьники и студенты креативнее. Вы согласны, что что китайцы это про вызубрить, а не придумать? - Выдающихся математиков среди китайцев действительно меньше, чем могло бы быть. Почему? Потому что в течение прошлого века в Китае по известным историческим причинам (два десятилетия гражданской войны, потом японская оккупация, а затем маоистская Культурная революция) были большие проблемы с преемственностью научной школы. Да и сама эта школа молода даже относительно российской: 100 лет назад ситуация с университетским преподаванием математики в Китае была сопоставима скорее с Российской империей XVIII века, даже не XIX. Тем не менее в XX веке у китайцев был Чэнь Синшень (обычно у нас его имя транскрибируют с английского как Черн Шиинг-Шен) - совершенно титаническая фигура. Он учился не только в Китае, а еще в Германии (где застал самое начало нацизма, которое, к счастью, не успело затронуть его лично) и во Франции у Эли Картана. Чэнь очень много делал для того, чтобы математиков в Китае становилось больше, даже во время японской интервенции и гражданской войны, а также после Культурной революции (учеником Чэня является, например, Яу Шинтун – старейшина современной китайской математики). Но в тех исторических обстоятельствах немалую часть жизни ему пришлось провести и вдали от родины, в американских университетах. Это на самом деле большая заслуга американского математического сообщества, что ему не дали пропасть. Сейчас мы понимаем, как много выиграли США благодаря историческим потрясениям XX века в Старом Свете и на Дальнем Востоке. Но в то время и в тех обстоятельствах спасение Чэня, как и многих других научных беженцев, было следствием добрых дел и энергии конкретных людей, которые зачастую шли против течения в своей собственной стране. Да, и поддерживали в лице Чэня своего научного конкурента, если уж мы говорим о конкуренции. А у русских был Лобачевский (человек достаточно трагической судьбы, если разобраться) и многие другие. Но главное, что в какой-то период, около 100-120 лет назад, математика в России набрала “критическую массу” необходимую для перехода количества в новое качество. Ведь математические способности в юноше или девушке надо еще открыть, а потом развить — и это очень трудно сделать, если не на кого ориентироваться. Поэтому критически важно, чтобы математиков в стране уже было достаточно много и чтобы они образовывали заметное сообщество. И тогда у талантливой молодежи появляются хорошие шансы свой талант осознать, начать стремиться к его реализации, а если все сложится хорошо — то состояться в науке. ЗАЧЕМ КИТАЙЦЫ СТИМУЛИРОВАЛИ УТЕЧКУ МОЗГОВ ЗА ГРАНИЦУ - То есть все-таки Дуров прав - конкуренция решает все? - Конечно, конкуренция играет определенную роль в процессе входа людей в математику как исследовательскую профессию. Но мне кажется более важным подчеркнуть другое: “гравитацию” математики, как интеллектуальной традиции, воплощенной в определенном круге людей, сообществе. Без такого центра масс конкуренция скорее распылит человеческий ресурс, чем будет способствовать его развитию. - Слышал от бывшего президента РАН Александра Сергеева такое объяснение китайского научного чуда. Китайские власти не боялись утечки мозгов, а наоборот ее стимулировали. Помогали талантливым уехать в лучшие вузы США и Европы. А когда студенты отучились, и вышли на ведущие позиции в университетах и корпорациях, то Китай просто перекупил их за счет грантов. И утекшие мозги вернулись домой, но уже получив образование и опыт. Этот трюк объясняет для вас вот этот сказочный подъем китайской науки? - Это часть объяснения, Сергеев прав. А история жизни Чэня – другая часть объяснения, относящаяся к немного более раннему периоду и обусловившая успех того, о чем сказал Сергеев. Китайского научного чуда не было бы ни без того, ни без другого. - В руки попался график (см. схема), который показывает, как в мире перемещаются специалисты в области искусственного интеллекта от школьной скамьи до лидерских позиций в университетах и крупных компаниях. Удельный вес китайских школьников выше, но больше всего специалистов (в том числе и из Китая) готовят в американских вузах. Нет ли здесь противоречия в тезисе о кризисе американского образования? - Есть, конечно. Американское университетское образование сильно тем, что быстро выводит на высокий научный уровень выпускников школы с не самой сильной, по нашим стандартам, математической подготовкой. Но это тема интересного отдельного разговора, тем более что там есть и тревожные процессы. ![]() ЧТО ТОЛКАЕТ СТУДЕНТОВ-МАТЕМАТИКОВ СВОДИТЬ СЧЕТЫ С ЖИЗНЬЮ - В России в топовых вузах конкуренция такая, что мама не горюй. В МФТИ, на мехмате МГУ, куда поступают предельно мотивированные ребята (победители олимпиад, 100-бальники, выпускники СУНЦ), до половины студентов (по другим подсчетам три четверти) отчисляются или вынуждены брать академический отпуск, поскольку не в состоянии сдать сессию. Давление такое, что каждый год несколько студентов сводят счеты с жизнью. Чтобы это остановить в МФТИ даже создали специальную службу психологов. Не является ли это другой, не менее пагубной крайностью? - Мне кажется, тут дело не только в конкуренции. Еще один мощный фактор стресса в университете на младших курсах — это большие нагрузки при освоении огромных объемов нового материала. Думаю, что большинство грустных историй, о которых вы говорите, связано именно с этим, а также с «комплексом отличника» у части ребят. И, что греха таить, еще и с безразличием к судьбе студентов со стороны тех, кто их учит и должен бы не просто передать какой-то набор знаний, а помочь войти в профессию, выбрать свой путь — но не всегда преподаватели оказываются на высоте этой задачи. С другой стороны, интерес к математике нередко коррелирует с трудностями социальной адаптации. На фоне перегрузок это более значимый фактор риска, чем стресс, связанный с конкуренцией. То, что в наших ведущих университетах появляется системная психологическая поддержка студентов (в последнее время в эту сторону движется не только Физтех, но и МГУ) – это большое благо. - Как наша математическая школа выглядит на фоне китайской и западной. - Во-первых, важно понимать, что наука интернациональна. Но конечно же национальные научные школы существуют и российская математическая школа — одна из них, в том же ряду, что французская, немецкая, британская, японская. А теперь еще китайская или бразильская. Конкуренция не дает этим школам застаиваться, помогает талантливой молодежи занять достойное место. Но одновременно с конкуренцией работают объединяющие силы: это идейные связи (причем не только с современниками, но и с математиками прошлого - в науке такое возможно), профессиональная солидарность, соавторство, общее стремление к интеллектуальному поиску, погруженность в свою национальную культуру. Вряд ли можно рассчитывать на успех, отказываясь от любого из этих факторов. ![]() В каких странах мира готовят лучших исследователей в области ИИ На схеме показано, как перемещаются таланты по маршруту школа - вуз - аспирантура. Источник: www.kp.ru Комментарии: |
||||||