![]() |
![]() |
![]() |
|||||
![]() |
ЧЕЛОВЕК ИЗ БУДУЩЕГО. О неизвестном Джордано Бруно |
||||||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-02-18 14:41 ![]() ![]() ![]() ![]() "Вспомним все те великие имена, которые пострадали от инквизиции или должны были скрывать свое светлое знание под печатью юродства или под сложнейшими символами, ключ к которым, к великому ущербу человечества, почти что утерян. Вспомним все те горы величайших трудов, полных Света и Блага, невозвратимая утрата которых справедливо оплакивалась и рассматривалась лучшими умами всех эпох как величайшее бедствие. Принято возмущаться пожаром Александрийской библиотеки, но те же лицемеры будут замалчивать многовековые зарева кострищ инквизиции, сжигавшие перлы человеческого гения! Долог список преступлений против блага человечества, долог список мучеников Знания и Света, но такие светлые имена, как Джордано Бруно, Галилей, Иоган Гус и Иоанна д'Арк, навсегда останутся в памяти человечества как огненные свидетели царства дьявола в века инквизиции". Е.И.Рерих Выдающийся итальянский мыслитель Джордано Бруно был предтечей космического мироощущения в науке, а также ключевой фигурой своего времени (переломного периода западноевропейской истории и культуры). Эпоха Бруно Это был, без преувеличения, один из интереснейших исторических периодов, отмеченный зарождением новой науки, более глубоким, по сравнению с предшествующей эпохой, осмыслением человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Показательно, что в 1543 году, за пять лет до рождения Бруно, выходят в свет две знаковые работы. Первая – революционный труд Николая Коперника «О вращениях небесных тел», в котором ученый предложил гелиоцентрическую систему мира[3]; и вторая – впервые созданная Везалием (1514–1564) подробная анатомия, получившая название «О строении человеческого тела». В целом же в течение того временного промежутка, который мы будем рассматривать и который охватил около ста лет, были ниспровергнуты старые представления о построении Мироздания, базировавшиеся на аристотелевой физике и кинематике небесных движений Птолемея, и был открыт путь к постижению Беспредельности. Мир стремительно раскрывал свои тайны, как на небе, так и на Земле. Это было также время великих географических открытий. В XVI веке европейцы продолжали осваивать Новый Свет; Васко да Гама вторично плывет в Индию; через несколько лет португальцы высаживаются на Цейлоне; корабли Магеллана огибают земной шар; открываются новые земли в Тихом океане. Джордано Бруно был выдающимся ученым, философом, талантливым поэтом. Он обладал удивительным даром – даром предвидения. Его мировоззрение было поистине космическим, и именно он не только открыл человечеству тот Космос, основные характеристики которого известны в наши дни, но и поставил ряд космологических проблем, к постижению которых только подошла современная наука. Джордано Бруно принес новые знания человечеству в то время, когда новая наука только начала формироваться и еще не было достаточно четкого и, можно сказать, окончательного разделения на научный и метанаучный подходы в познании; когда открывались возможности для создания концепций целостной картины мира. Также это было время жестокой борьбы, направленной против новых знаний, и силой, олицетворявшей это сопротивление была церковь. Мощный всплеск возрожденческой культуры, охватившей итальянское общество, проявился в тесном взаимодействии различных видов искусства, в синтезе художества и достижений пытливой мысли исследователя. Философия, литература, изобразительное искусство несли образ человека, который должен был строить новый мир, где воплотились бы исконно присущие человеку гармония, свобода, беспредельное познание и высокое творчество. Бруно пришел в этот мир, когда инакомыслящие Италии начали широко преследоваться Церковью. Странствующий философ Незадолго до прихода в этот мир Джордано Бруно словно чья-то невидимая рука начала расставлять «капканы» на будущих дорогах судьбы великого итальянца. За восемь лет до его рождения, в 1540 году, папа Павел III утверждает основанный несколько ранее орден иезуитов[8], ставший репрессивным органом Ватикана. В 1542 году реорганизуется инквизиция, в Риме создается ее трибунал. Вечный город все чаще погружался в зловещие зарева костров. А в 1545 году начался Тридентский собор – церковный съезд, продолжавший свою работу с перерывами в течение восемнадцати лет (до 1563 года). Этот Собор стал началом контрреформационного движения в Европе, направленного против протестантизма. В 1547 году инквизиторы «подобрались» почти вплотную к месту будущего рождения Бруно, создав в Неаполе один из своих оплотов. А в следующем году в городке Нола, что вблизи Неаполя, в семье военного, бедного дворянина Джованни Бруно родился мальчик, которому дали имя Филиппо. В 1559 году, когда ему было одиннадцать лет, папа Павел IV утверждает «Индекс запрещенных книг». Вот некоторые, наиболее узнаваемые авторы, попавшие в этот опальный список[9]: Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла[10], Франсуа Рабле, Томас Мюнцер, Эразм Роттердамский, Ян Гус, Никколо Макиавелли. За будущее чувствую я стыд: иная, может быть, святая вера опять всего святого нас лишит![11] Бруно было шестнадцать лет, когда Микеланджело покинул этот мир. Будущему мыслителю и ученому еще только предстояло ощутить на себе все его ужасы… В Неаполе Бруно обучался литературе, логике и диалектике, а в 1565 году, в возрасте семнадцати лет, становится послушником ордена доминиканцев в неаполитанском монастыре св. Доминика и получает имя Джордано. Под этим именем он станет известен всему миру. В надлежащий срок Джордано был рукоположен в сан священника. Доминиканский орден был известен традициями схоластической учености. Однако не только богословы составляли орден, в него входили и инквизиторы. В монастыре, где десять лет обучался Бруно, действовали свои тайные шпионы, а также те, кто добровольно доносил на своих товарищей. Отношения с церковными руководителями ввиду прямоты характера Бруно и его самостоятельности в духовном поиске складывались не всегда в пользу молодого монаха; его предавали суду, предъявляли различные обвинения. В результате Джордано оставляет монашество и занимается преподаванием грамматики, читает лекции о сфере (то есть о строении мира). Затем были скитания по городам Италии – Савона, Турин, Венеция. Трудность восприятия этих знаний была обусловлена тем, что сама церковь создала все условия для того, чтобы одновременно с процессом формирования науки (в современном ее понимании) начался процесс отхода человека от Высшего. Затем, века спустя, во всю силу заявит о себе бездуховная наука. Но это будет потом. Католическая церковь своими действиями и идеологическими установками исказила само понятие Бога, которое затем из зарождавшегося научного мышления стало со временем изыматься. Напротив, Джордано Бруно нес тот необходимый синтез, при котором постижение Высших принципов бытия было неотделимо от экспериментальной науки. Это уберегло бы науку от сухого рационализма и пренебрежения законами Мироздания. Философия Рассвета Научно-философские идеи Бруно, естественно, опирались на разработки предшественников. Это атомистические и космологические воззрения Демокрита и Эпикура, идеи неоплатоников и стоиков, учения Аверроэса, Авиценны, Авицеброна и др. И, конечно, гелиоцентрическое мировосприятие Коперника, о некоторых сторонах которого надо сказать несколько слов. В центр Вселенной Коперник поместил Солнце, вокруг которого обращаются планеты вместе с Землей, вращающейся при этом вокруг своей оси[13]. В этой модели немаловажным было то, что она выходила за рамки чистой астрономии и существенно затрагивала само мировосприятие человека. Земля уже не центр мира, а обычная планета. Это было сильнейшим ударом по церковной идеологии, ибо вместе с Землей теряет первенство в Мироздании и церковь, которая осуществляет духовную (и не только) власть на Земле. Исключительным положением нашей планеты обуславливалось значительное место самой церкви, мнившей себя единственным земным оплотом связи человека с Высшим. Неподвижность Земли в пространстве – незыблемость церкви и ее власти на Земле – неподвижность человеческого сознания и покорность все той же церкви – вот единая цепь, которую первым разорвал Коперник.[14] Он представил современникам принципиально новую картину мира, основой которого была Беспредельность. Бруно ниспроверг конечность Космоса и распахнул врата в Бесконечную Вселенную, с бесчисленными солнцами и обращающимися вокруг них планетами, с разнообразными формами жизни. В июне 1592 года на третьем допросе венецианской инквизиции Бруно свидетельствовал: «В целом мои взгляды следующие. Существуют бесконечная вселенная, созданная бесконечным божественным могуществом. <…> Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобных миру этой Земли. <…> Таким образом, есть двоякого рода бесконечность – бесконечная величина вселенной и бесконечное множество миров… Далее, в этой вселенной я предполагаю универсальное провидение, в силу которого все существующее живет, развивается, движется и достигает своего совершенства»[16]. Прикосновение зарождавшейся в XVI веке новой науки к Беспредельности Космоса вело к попыткам осмысления высших Законов Мироздания. Речь идет о синтетическом подходе к постижению мира, где еще нет разделения на научный и метанаучный подходы в познании и где важнейшую роль играет интуиция ученого. Именно это ярко проявилось в учении Бруно. Он обладал удивительно тонким и редким качеством: гармоничным соединением философских теорий с научными предвидениями, которые века спустя были подтверждены современной наукой. В ряду таких предвидений можно назвать: закон сохранения вещества; идею о вечности материи и о вечном ее изменении; мысль об относительности массы тел; представление о круговороте материи, атомов (здесь стоит заметить, что научная разработка в XX веке идеи круговорота атомов на Земле принадлежит одному из виднейших русских ученых-космистов – В.И. Вернадскому[17]). Мы не ошибемся, если скажем, что современная наука «споткнулась» на учении Бруно. Так сложилось, что многомерные идеи Великого Итальянца рассматривались через призму однобокого материализма. В результате, например, одна из основных мыслей Бруно, гласившая, что Бог, или Высшее Начало, присутствует во всей Природе, в бесконечной Вселенной, получила одностороннюю трактовку: Природа становилась «самостоятельной», понятие Бога «отодвигалось» в сторону, а на первое место выходила материя, но уже в другом, неодухотворенном, смысле. Из Бруно пытались сделать чистого материалиста, а порой даже атеиста. В Советском Союзе в середине XX века, когда история философии понималась лишь как история материализма и его борьбы против идеализма, учение Бруно рассматривалось с позиции марксистской философии – диалектического и исторического материализма. Философия Великого Итальянца стала одним из элементов классовой борьбы и смены способов производства. В учении Бруно мир рассматривался как единое целое, где Высшее Начало пронизывает весь одушевленный Космос. Бруно мыслил о стремлении всего сотворенного к постоянному совершенствованию. Этот процесс мы называем эволюцией. Он также писал о беспредельном пути совершенствования материи посредством восхождения духовной составляющей, или, иными словами, о смысле самой эволюции, заключающемся в одухотворении материи. Бруно выстраивает лестницу, в рамках которой проходит процесс инволюции, или нисхождения в плотную материю, и процесс эволюции, то есть восхождения путем познания истинной природы вещей. Он представил картину мира, где все было охвачено великим Единством, где одухотворенная материя была пронизана едиными законами: «…вы видите, каким образом все вещи находятся во вселенной и вселенная – во всех вещах; мы – в ней, она – в нас. Так все сходится в совершенном единстве»[20]. (Сравним со словами Е.И. Рерих: «Мы должны осознать – мы живем в Космосе, и Космос живет в нас!»[21]) Такое мировоззрение поднимало самого человека на качественно иную, более высокую ступень в его взаимоотношении с Мирозданием, оно открывало перед ним путь к тому, чтобы стать субъектом эволюции. Все это в корне отличалось от того, как мыслился человек в предшествующие века. Христианское мировосприятие средневековья принесло, условно говоря, разделение между Богом, человеком и Природой; пантеизм же, напротив, содержит в себе понимание их единства[22]. Немалый интерес в концепции Бруно представляют аспекты эволюции человека. Бруно подводит человека к постижению некого неуничтожаемого принципа, являющегося внутренней основой живого организма, или тела, которым этот принцип управляет и которое он в нужное время покидает, чтобы в последующем обрести новое. Причем каким оно будет, зависит от того, как человек «проявил себя в только что пережитых условиях». Другими словами, перед нами – концепция бессмертного человеческого духа, который «есть воистину человек», духа, имеющего иную материальность («природа более превосходная») и являющегося главным двигателем всех жизненных процессов и человеческой эволюции. Беспредельность, провозглашенная Великим Итальянцем, имеет непосредственное отношение и к самому человеку именно через данный «формирующий изнутри принцип». Кроме того, дух человека, по Бруно, тесно связан с постижением истины. Огромное внимание Бруно уделял этическому началу. Он считал, что истинно знающим человек может быть лишь тогда, когда большие познания сочетаются с высоким нравственным уровнем. А такой уровень, как известно, обеспечивается развитым духом и сердцем, которое, в свою очередь, является важным инструментом познания, задействованным в метанаучном направлении. Синтез же науки и метанауки, ведущий к полноценному знанию, и делает человека истинно знающим. Кроме того, сочетание больших познаний с нравственностью подводит к важнейшему во все времена вопросу этики в науке, особенно актуальному как раз во время Бруно, когда формировалась новая наука. Великий Итальянец звал к морали деятельной, направленной на Общее Благо. Вообще, само изменение мировоззренческих установок было неотделимо от конкретных действий человека по качественному улучшению самого себя. Учение Бруно несло с собой новое мировоззрение, новую этику, ставившую на важнейшее место нравственное преображение человека. Многие положения учения Бруно удивительно созвучны идеям, которые содержатся в книгах Живой Этики, философской системы, принесенной миру выдающимся мыслителем и ученым Еленой Ивановной Рерих в первой половине ХХ века. Два тома этого учения посвящены многоаспектному рассмотрению такого понятия, как Беспредельность. За несколько веков до этого ее величие было провозглашено Джордано Бруно, что подготавливало сознание человека к знаниям грядущих веков. Назовем следующие мировоззренческие параллели идей, высказанных Бруно, с рядом положений Живой Этики: – принцип Беспредельности, Вселенная – бесконечна; – Мироздание зиждется на принципе великого Единства; материя Вселенной одухотворена, ее пронизывает Высшее Начало, находящее выражение в законах Природы, Космоса; все сущее наполнено жизнью, все развивается и продвигается к своему совершенству; здесь же можно отметить и явление жизни на других планетах; – эволюция, смысл которой в одухотворении материи, бесконечна; – дух и материя едины (духо-материя), но могут быть различные степени проявления духо-материи; материя многомерна; – реальность человеческого духа, который неуничтожим по своей природе, имеет иную в сравнении с видимой материальность и является главным двигателем эволюции человека; – дух обладает познавательными возможностями; – в познании большую роль играет синтез; – внутреннее преображение человека имеет первостепенную важность. Источник: Полная статья напечатана в журнале "Культура и время" – 2011. – № 1. – С. 43–55. https://pedagogika-cultura.ru/sokolov-chelovek-iz-budushchego?ysclid=m78k8u7wkx565506163 Источник: pedagogika-cultura.ru Комментарии: |
||||||