В связи с растущим количеством спекуляций на тему нейроотличий повторяю своё старое эссе о природе гиперактивности, но с некоторыми дополнениями и модификациями |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-01-07 18:47 ПОСТОЯННО ОТВЛЕКАЮСЬ – У МЕНЯ СДВГ? Сегодня в профессиональных кругах всё чаще звучит тема СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), а в интернете появляется много информации об этом расстройстве. СДВГ теперь почти у всех на слуху и стал популярным и модным диагнозом и самодиагнозом. Тема эта действительно актуальна, но не менее актуален вопрос причин наблюдаемых проблем с вниманием и поведением, а также нарастающей тенденции к гипердиагностике этого синдрома. Если человек замечает, что ему тяжело долго концентрироваться на одной задаче, он часто отвлекается, легко поддаётся сиюминутным импульсам, с трудом доводит начатое дело до конца, то его может посетить мысль о наличии у него СДВГ. Доступные в интернете психологические тесты могут легко подтвердить наличие признаков СДВГ, и при желании он может получить официальный диагноз и начать принимать лекарства. Но давайте разберёмся подробнее. В современной международной классификации болезней (МКБ-11) СДВГ входит в группу расстройств с неврологической основой. Но какова именно эта основа, остаётся загадкой. С какими мозговыми нарушениями только ни связывали это расстройство нейрофизиологи и нейропсихологи. И с дисфункцией стволовых активирующих структур, и лобных регуляторных областей, нарушением лобно-таламических связей, корково-подкорковых связей в целом, нарушениями нейромедиаторного обмена и др. Но единая общепризнанная биологическая причина так и не определена. Хотя это касается не только СДВГ, но и других психических расстройств. Диагноз же ставится психиатром феноменологически, т.е. на основе жалоб, наблюдения и беседы. При этом говорят о неизлечимости СДВГ, а лишь частичной коррекции и адаптации к проявлениям расстройства. Но с чем ещё могут быть связаны повышенная отвлекаемость и гиперактивность? Клинико-психологические концепции, подкреплённые современными экспериментальными исследованиями, говорят о значимости, а порой даже первостепенности психологических факторов. Начнём с того, что неустойчивость внимания и хаотичность поведения являются составляющими дезорганизованной привязанности (D) или изощрившихся не от хорошей жизни стратегий привязанности (А+С+). Эти стратегии вынужденно возникают из-за разных форм насилия и пренебрежения эмоциональными потребностями ребёнка. Недостаток внешней и внутренней опоры при этих вариантах привязанности приводит к сильному дистрессу, подкашивающему функцию внимания, а также способность к планомерной самостоятельной деятельности. В исследованиях показано, что дети с СДВГ чаще всего проявляют паттерн дезорганизованной привязанности (Карл Бриш). Как отмечает Н.Л. Плешкова, у ребёнка может просто не быть условий для развития хорошей концентрации внимания, например, когда он заброшен (физически или эмоционально), подвергается гиперконтролю, перестимуляции или систематическому насилию. Проблема тем более актуальна, если учесть, что в российской популяции эти сложные паттерны привязанности обнаруживается примерно у 53% детей (Н.Л. Плешкова, 2010). Среди психологических факторов следует особо выделить недостаток контейнирования, отзеркаливания и валидации переживаний ребёнка. Если значимые взрослые не называли и не принимали его чувства, не подтверждали их адекватность, то во взрослом возрасте они становятся слепым пятном и переживаются как сильный телесный дискомфорт, который необходимо немедленно прекратить с помощью каких-то поведенческих действий. Постоянно обуревающее, затапливающее море непереносимых эмоций делает человека беспокойным, расторможенным, всё время что-то делающим для отыгрывания внутреннего напряжения. Ещё хуже, когда родитель не просто не предоставляет свой психический контейнер для вмещения и переработки слишком сложных и непонятных для ребёнка эмоций, а когда он нагружает его хрупкий контейнер ещё и своими массивными проекциями. В.О. Аникина приводит такой пример: «Взрослый не справляется с эмоциональным состоянием ребёнка, не справляется со своим эмоциональным состоянием… и начинает его пугать (детские пугалки). Он пытается таким образом срегулировать ребёнка и через ребёнка срегулировать себя. И это приводит ребёнка в очень сложное состояние: как же ему справиться со своим интенсивным переживанием, когда его так сильно пугают. Ребёнку это очень затруднительно, и это может выглядеть как расторможенное поведение. Дети начинают бегать по комнате, бросаться игрушками. Они не могут справиться со своими чувствами, а тут ещё чувства родителей на себя приняли, и их понесло». Немаловажную роль играет эмоциональная депривация ребёнка с отсутствием внимания и интереса к его внутреннему миру. Л.И. Фусу ссылается на Ж. Люка, выделившего тип необнимающегося ребёнка, для которого характерна гиперактивность. Эти дети избегают контакта с матерью и её заботы (потому что не могут получить от неё нормального контейнирования), выработав привычку успокаивать себя единственным доступным им путём – изнурительной двигательной активностью. Повышенная поведенческая и мышечная активность НЕ является способом получить удовольствие, а способом добиться спокойствия через изнурение. Из-за неразвитой способности к психической переработке переживаний остаётся справляться с ними лишь поведенчески. Такого рода гиперактивность обычно сочетается с хронической усталостью. Также может формироваться привычка подменять неудовлетворённые эмоциональные потребности сиюминутными импульсам. Когда вместо осознания и выражения потребностей в принятии, утешении, поддержке, человек начинает что-то поглощать в холодильнике или гаджете. Чем менее человек рефлексивен (ментализирован), тем более он импульсивен. Повышенная активность в сочетании с часто приподнятым, эйфорическим настроением может быть следствием маниакальных защит, прежде всего отрицания. Запереть эмоционально лишённого и страдающего внутреннего Ребёнка за звуконепроницаемой дверью и устроить дискотеку. На всякий случай сделать музыку погромче, чтобы не слышать его плач (с которым не понятно, что делать). Как известно, неврологически обусловленный истинный СДВГ связан не с переизбытком, а дефицитом энергии (Ж.М. Глозман, Т.В. Ахутина). Поэтому если человек весь день неутомимо и весело скачет как заведённый, диагноз СДВГ вызывает сомнения. Для повышения объективности диагноза было бы хорошо пройти нейропсихологическое обследование, чтобы экспериментально оценить сохранность нейродинамических и регуляторных функций. Гиперактивность может быть также следствием непрожитого горя и утраты, о чём пациент может не догадываться. А также следствием непереработанной травмы. Как известно, травма подавляет функционирование передней лобной коры, ответственной за планирование, саморегуляцию и самоконтроль. И в то же время держит в напряжении лимбическую систему (особенно миндалину), чтобы постоянно быть на чеку и отслеживать сигналы опасности. Отсюда периодические диссоциации, провалы в себя, отвлечения, отлёты, проблемы с концентрацией и памятью. Человек вынужден выживать в ситуации запечатанной внутри угрозы, тут уж не до внимания. И не обязательно, чтобы травма была у самого пациента. Ещё в детстве он мог стать контейнером для травмы родителя, которая, будучи непереработанной, выгружается и размещается в ребёнке, а тот, имея неразвитую психику, отыгрывает её через гиперактивность. Психоаналитики также связывают повышенную возбудимость и гиперактивность ребёнка с бессознательной инцестуозностью. Если у мамы нет любовника, то она неизбежно вкладывает свои сексуальные и агрессивные влечения в ребёнка, отчего он становится беспокойным, гиперактивным, плохо спит, соматизирует. Причиной повышенной отвлекаемости в работе может быть также ложное Я. Когда человек устроился на первую подвернувшуюся работу, или устроился по чьей-то наводке, по знакомству, или прежде всего искал спроса, престижа, денег. Но на самом деле это неинтересная и скучная деятельность, не связанная с внутренними склонностями и талантами. Чем больше истинная самость становится деморализованной, тем больший верх берут импульсы к отвлечению, избеганию, саботажу того, что делает психически мёртвым. Не стоит забывать, что гиперактивность, импульсивность и аддиктивность – это характерные черты пациента с пограничной организацией личности, являющиеся следствием неразвитости внутреннего Здорового Взрослого с его способностью к психической переработке и рефлексии. Тогда очень важно, чтобы диагноз СДВГ не подменял собой эти в действительности личностные черты и проблемы. Это также важно для определения правильного направления терапии. Зачастую бывает так, что при изменении структуры личности на более зрелую с помощью терапии, СДВГ вдруг куда-то пропадает, хотя ранее оценивался пациентом как крест на всю жизнь и медицинское оправдание своей расторможенности. Ещё одной причиной проблем с вниманием, которая скорее подкрепляет имеющиеся трудности, является клипизация современной культуры. Сущность клипового сознания заключается не столько в характере получаемой информации (клипы), сколько в ее краткости и высокой частоте переключений. «Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно хвататься то за одно, то за другое дело – формула, вполне универсальная для современного человека» (К.Г. Фрумкин). Я не уверен, что перечислил все причины внешне наблюдаемой гиперактивности. В каждом конкретном случае они могут быть разными и сочетаться. Но одно точно – их глубокий и качественный анализ требует бОльших компетенций и усилий, чем по внешним проявлениям шлёпнуть диагноз и назначить таблетку (или ещё какие-нибудь танцы с бубнами наподобие поголовного поведенческого тренинга). P.S.: На всякий случай уточню, что причины гиперактивности могут быть разные. Преимущественно биологические или социально-психологические. Или и те, и другие вместе. Мне хотелось подчеркнуть вклад психологических факторов, о чём мало говорят сегодня, обсуждая эту тему. Очевидно, что наблюдаемая гипердиагностика СДВГ связана с недостаточным учётом психологических факторов. К сожалению, это провоцирует выбор неправильных, неэффективных или малоэффективных (если не вредящих) стратегий помощи. А потому учение – это не только свет, но и спокойная совесть, а также сэкономленные средства и усилия пациента. Источник: vk.com Комментарии: |
|