Сергей Переслегин. России нужна такая стратегия развития космоса, над которой смог бы посмеяться Илон Маск

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-01-13 17:58

образование

В 1990-е годы на флоте появилась грустная традиция - в день ВМФ пить стоя, не чокаясь, но к началу 2000-х годов эта традиция отошла. Сейчас ВМФ России развивается. А вот в космосе я такого развития не вижу, 2024 год был провальным для Роскосмоса - как по количеству запусков, так и по тоннажу выводимых объектов на орбиту мы отстаем от всех наших конкурентов: США, Китая, Индии. Причем от США мы отстаем в 20 раз и это без учета ракет Илона Маска, так как. эти ракеты считаются частными.

В свое время Росатом находился в подобной ситуации, а сейчас он лидер в своей области и по числу строящихся АЭС уступает только Китаю, но Китай работает исключительно на внутреннем рынке. Появились реакторы нового поколения. Такой результат стал возможен, так как имелась стратегия развития, и она последовательно выполнялась.

Я до сих пор считаю, что технология Илона Маска многоразового использования ракет вертикального взлета была далеко не лучшим техническим решением, возможно даже худшим. Но Маск в этом направлении действовал, и сегодня его ракеты могут использоваться 24 раза. В свое время в СССР возникла идея сделать двигатель на жидком фторе. Фтор крайне активен и проедает очень быстро любые резиновые прокладки. После многочисленных аварий и жертв этот проект закрыли. А через 20 лет лет люди, которые работали в этой программе, мне сказали, что программу закрыли тогда, когда они уже справились со всеми проблемами двигателя на основе фтора и имели возможность получить лучший в мире двигатель с максимально возможным КПД и который был бы таким же безаварийным, как двигатели "Протона". Базовая проблема СССР и России в том, что мы не доводим программу до стратегического результата. Вкладывая огромные усилия, мы останавливаем программу, когда все ее главные проблемы уже решены. Именно так получилось с облетом Луны и с поворотом Сибирских рек.

У нас принято ругать Щедровицкого и Кириенко, но никто не может отрицать их заслуг в реализации проектов Росатома. Проект "Брест" был уже закрыт, а они убедили его продолжить и довести до конца. У Маска было много аварий, но он продолжал двигаться вперед и реализовывать свой план, и в конце концов у него получилось. Но первые результаты появились спустя более чем 10 лет.

Россия  должна создать стратегию развития космоса и должна ее исполнять. Минимальный срок такой стратегии 10 лет, а я бы ее рассчитывал на 25 лет. Стратегия должна получить свою оргструктуру, как минимум она должна быть разделена на военный и гражданский космос. Должно быть два военных и три гражданских комитета. Два военных космоса - это низкие орбиты и аппараты на высоких и даже на гиперболических орбитах, которые могут быть использованы в критических ситуациях. Надо понимать то, что большая война начнется с ударов по космодромам для того, чтобы уничтожить группировку на низкой орбите и не дать возможности ее воссоздать. Соответственно, нужна сеть космодромов и система их защиты. Три гражданских космоса: 1. Ближний космос, связь, управление, мониторинг, коммерческий космос. 2. Средний космос: как мы можем использовать спутники и космические корабли. Я бы это отдал в сферу стартапов. 3. Дальний космос. Это не автоматы, это люди, это экспансия, связанная с  развитием человечества. Задача не в том, чтобы добросить до Марса одного человека или двух, чтобы они там походили, а задача создать на Марсе человеческое поселение. Для этого надо создать ядерные двигатели, замкнутые биосферные циклы. Нам надо не только разрушать, но и научиться создавать биосферу. Также нужны устойчивые и долговременные источники энергии для космополисов. Эти источники должны иметь громадный запас производства энергии. Кроме того, для мира ИИ нам на Земле потребуется удвоение производства энергии.

Все это элементы стратегии, и для нее нам уже понятно, какие должны быть новые технические решения. А дальше все это просто нужно делать. И это нужно делать как национальную программу. Когда Илон Маск создал свою программу и опубликовал ее, это вызвало кучу насмешек. Но он не обращал внимания на это и спокойно реализовывал эту программу. И уже сейчас выяснилось, что последним смеяться будет Маск. России надо сделать такую программу исследований космоса, чтобы над ней посмеялся Маск. Это единственный ход. И если двигаться по этой стратегии медленно, но последовательно, то через 10 лет останутся в космосе максимум три мировых игрока, а еще через 20 лет таких игроков будет два. И хотелось, чтобы Россия осталась таким игроком.

Частью любой стратегии является размен ресурсов на риск. Увеличивая уровень риска, вы уменьшаете необходимые ресурсы. Мы вступили в эпоху войн и конфликтов, в эпоху фазовой катастрофы и быстрого развития, нам нужно пересмотреть нормы риска.  В 1990-е годы новый двигатель или самолет можно было испытывать десятки лет, чтобы сократить неизбежные в воздухе случайности. Нам нужно вернуться к модели 1960-х годов, когда на такую разработку отводилось два года, и новый самолет сразу запускался в серию. Такая же ситуация должна быть с космосом. И мы должны понимать, что масштаб риска при этом возрастет и возрастет в разы. Любая современная стратегия - это стратегия повышения риска.

В российском когнитивном коде, так как он не первичен и в основном пришел к нам от английского когнитивного кода, заключена боязнь делать то, что никогда не делали другие. Наше догоняющее развитие не в истории, а в психологии. Но и в культурном коде Россия больше способна к короткому сверхусилию, а не к долгим усилиям. Наше развитие всегда было пульсирующим: резкое развитие вперед, после чего довольно долгий период сна. Но при этом положительным является то, что мы могли двигаться вперед многими поколениями, и это является нашей защитой в культурном коде. А вот в когнитивном коде такой защиты у нас нет, и ее создание может быть понято как задача.


Источник: dzen.ru

Комментарии: