Самый эффективный в человеческой истории «математический миф» и непрекращающийся скандал

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Вопрос в том, каким образом и почему иррациональная (unreasonable) вера небольшого числа образованных людей XVII-XVIII веков в математичность и разумность структуры Вселенной не осталась навсегда верой закрытой некоей герметической алхимической секты, типа розенкрейцеров или масонов, но с исключительной скоростью и эффективностью изменила мировую цивилизацию, а высокими наукоемкими технологиями могут пользоваться как папуасы и бушмены, так и Нобелевские лауреаты.

Вне зависимости от тех или иных личных «точек зрения» и предпочтений, дело, судя по всему, обстоит следующим образом:

Западноевропейская физика, благодаря Кеплеру и Галилею (в отличие от аристотелевской физики и ей подобным в других больших культурах ) радикально сменила двухтысячелетнюю стратегию и стала исходить как дисциплина из того, что можно условно назвать «постулатом объективной (=независимой от наблюдателя) математической рациональности».

Уточню о чем идёт речь: в основу физики как экспериментальной науки впервые в истории легла безумная идея (можно назвать эту идею «руководящим мифом») универсальной математической структуры природы, представление, что в структурном основании природы лежит некоторая объективная (независимая от наблюдателя) универсальная математическая симметричная форма.

Главная цель галилеевской науки (физики) эту форму («природа говорит с нами на языке математики») найти, схватить в максимально простых и красивых (симметричных) уравнениях, и этими универсальными уравнениями описывать и предсказывать движение любых физических (в основном неживых) тел в любой (подчеркнуто - в любой, а не только в той, в которой ведётся наблюдение) точке наблюдаемой и, как потом выяснилось, даже шире чем непосредственно или опосредованно наблюдаемой вселенной.

Таков проект. Таков «руководящий миф». Такова установка (в том числе бессознательная, имплицитная). Таков, используя метафоры, ядерный двигатель (драйвер) теоретического и технологического цивилизационного взрыва (включая возможность самоуничтожения) последних 400 лет истории сапиенса.

Как бы к нему не относиться - он именно таков. Он недвусмысленно выражен в текстах основателей современной науки, начиная с Галилея, включая французов, Лапласа, Лагранжа и иже с ними, от XVI-XVII до середины и конца ХХ века.

И это значит (несомненный скандал), что в основу физики как новоевропейского, а затем и глобального предприятия, хотим мы этого или не хотим, нравится нам это или нет, понимаем ли мы это непосредственно или нет, верим мы в этот миф, или нет, заложена идея разумного (прежде всего, математического) замысла вселенной, латентная или открытая идея «архитектора», которую упоминает и подчёркивает даже такой ироничный скептик и откровенный атеист как Р. Фейнман:

«Подводя итоги, я хочу воспользоваться словами Джинса, который сказал, что "Великий Архитектор, по-видимому, был математиком". Тем, кто не знает математики, трудно постичь подлинную глубокую красоту природы. Сноу говорил о двух культурах. Я думаю, что разница между этими культурами сводится к разнице между людьми, которые понимают, и людьми, которые не понимают математики в той мере, в какой это необходимо, чтобы вполне оценить природу. (…) Физику нельзя перевести ни на какой другой язык. И если вы хотите узнать Природу, оценить ее красоту, то нужно понимать язык, на котором она разговаривает. Она дает информацию лишь в одной форме, и мы не вправе требовать от нее, чтобы она изменила свой язык, стараясь привлечь наше внимание. Никакими интеллектуальными доводами вы не сможете передать глухому ощущение музыки. Точно так же никакими интеллектуальными доводами нельзя передать понимание природы человеку "другой культуры".»

см.Р. Фейнман «Характер физических законов»

Добавим к этому известные цитаты из Эйнштейна:

"Какой глубокой уверенностью в рациональном устройстве мира и какой жаждой познания даже мельчайших отблесков рациональности, проявляющейся в этом мире, должны были обладать Кеплер и Ньютон, если она позволила им затратить многие годы упорного труда на распутывание основных принципов небесной механики!".

Эйнштейн называл это «космическим религиозным чувством», которое "является сильнейшей и благороднейшей из пружин научного исследования".

«Несомненно, эта убежденность в рациональности и упорядоченности мира, которая сродни религиозному чувству, лежит в основе всех научных работ высшего порядка… Это убеждение связано с верой в Высший разум, который показывает себя в мире опыта»

«Фанатичные атеисты, как рабы, которые всё ещё чувствуют тяжесть своих цепей, сброшенных после тяжёлой борьбы. Они существа, которые в своей обиде на традиционный „опиум для народа“ не могут услышать музыку сфер…Я верю в бога Спинозы, который проявляет себя в закономерной гармонии бытия… такая вера, мне кажется, предпочтительнее отсутствия трансцендентного мировоззрения…Я ничего не испытываю, кроме трепета, когда наблюдаю законы природы. Нет законов без законодательства, но как выглядит законодатель?…»

П. Дирак

«It seems to be one of the fundamental features of nature that fundamental physical laws are described in terms of a mathematical theory of great beauty and power, needing quite a high standard of mathematics for one to understand it. You may wonder: Why is nature constructed along these lines? One can only answer that our present knowledge seems to show that nature is so constructed. We simply have to accept it. One could perhaps describe the situation by saying that God is a mathematician of a very high order, and He used very advanced mathematics in constructing the universe.»

«Кажется, что одной из фундаментальных особенностей природы является то, что фундаментальные физические законы описываются в терминах математической теории великой красоты и силы, для понимания которой требуется довольно высокий уровень математики. Вы можете задаться вопросом: почему природа построена по этим принципам? Можно только ответить, что наше нынешнее знание, по-видимому, показывает, что природа так устроена. Мы просто должны принять это. Возможно, можно было бы описать ситуацию, сказав, что Бог — математик очень высокого ранга, и Он использовал очень продвинутую математику при построении вселенной».

А. Виленкин "The picture of quantum tunneling from nothing raises another intriguing question. The tunneling process is governed by the same fundamental laws that describe the subsequent evolution of the universe. It follows that the laws should be “there” even prior to the universe itself.»

«Картина квантового туннелирования из ничего (из физического вакуума) ставит ещё один интригующий вопрос. Процесс туннелирования из первичного вакуума управляется теми же фундаментальными законами, которые описывают последующую эволюцию Вселенной. Следовательно, законы должны быть "на месте" еще до того, как возникнет сама Вселенная.»

Речь идёт именно о той самой презумпции объективной (независящей от наблюдателя) рациональности устройства вселенной.

Это не значит, что мы тоже должны в это верить, это значит, что эта презумпция лежит в основании фундаментальной (революционной, по Куну) физики с момента появления этого проекта у Кеплера и Галилея до нашего времени. При этом она может быть латентной, может не осознаваться или даже отрицаться работающими «нормальными» физиками.

У Хокинга, открытого атеиста, как выясняется, была та же самая «объективно математическая» установка. Причём продуманная им вплоть до ключевого самореферентного аргумента познаваемости (структура мира должна быть такова, чтобы допускать наличие познающих эту структуру «сапиенсов» в широком смысле) :

«Эйнштейн однажды спросил: «Насколько велик был выбор Бога при конструировании Вселенной?» Если гипотеза безграничности верна, у него не было никакой свободы выбора граничных условий. Разумеется, у него все же была бы свобода выбора законов вселенной. Но и тут, однако, на деле могло не быть особого выбора; возможно, есть только одна или очень немного полных единых теорий, вроде теорий гетеротических струн, непротиворечивых и допускающих существование структур настолько сложных, что они, как и люди, способны исследовать законы вселенной и спрашивать о природе Бога.» (Краткая история времени, 1988).

Ещё раз подчеркну о чем идёт речь, и прошу тех, кто возьмётся спорить - спорить именно на эту тему, а не рядом, не с выдуманными самим спорщиком тезисами и оппонентами: пифагорейская установка «объективной математичности» есть или открытая или (чаще) имплицитная установка фундаментальной физики со времён Кеплера и Галилея вплоть до Фейнмана и Хокинга (стоит упомянуть также недавно ушедшего Дайсона и ныне живущего Пенроуза).

Отрицать наличие этой установки глупо, отрицать ее феноменальную («непостижимую», unreasonable по Вигнеру) эффективность не менее глупо.

Мифы, сказки, внерациональные человеческие презумпции, герметические знания для избранных в традициях пифагорейских союзов, закрытых сообществ розенкрейцеров и масонов, а также массовые или интеллектуальные идеологические постулаты отменить или запретить невозможно, они работали и работают как культурные драйверы, гармонизаторы, наркотики, допинги. Но почему только один из них получает ежесекундные экспериментальные сверхточные подтверждения в каждой точке планеты и за ее пределами, почему наукоемкими высокими технологиями могут пользоваться все сапиенсы, совершенно независимо от уровня научного образования и культуры — вот загадка, на которую хочется дать хоть какой-то разумный ответ.

Обсуждать истинность «презумпции рациональности Вселенной» - не имеет отношения к делу. Речь об осознании присутствия этой установки-драйвера в большой и непрекращающейся истории фундаментальной физики и глобальной технологической цивилизации.

Кстати, полагаю, что эта установка будет заново обсуждаться в связи с вопросами квантового компьютинга, декогеренции, проблемой сознания в копенгагенской и многомировой интерпретации квантовой теории. Именно в конкретных технологических работах по созданию квантового компьютера вопросы презумпции рациональности и интерпретации теории оказались прагматически неизбежными, что было вовсе не очевидно ещё 30 лет назад.


Источник: vk.com

Комментарии: