При попытке объяснить наблюдаемые в ассоциативном поле связи закономерно возникает вопрос: в чём состоит это взаимодействие индивидуального опыта и системой норм, принятой в социальной группе? |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-01-07 18:35 При попытке объяснить наблюдаемые в ассоциативном поле связи закономерно возникает вопрос: в чём состоит это взаимодействие индивидуального опыта и системой норм, принятой в социальной группе? Вернее было бы сформулировать этот вопрос так: какое теоретическое понятие может описывать подобное взаимодействие? Лично ящетаю, что таким понятием является понятие «смысл» в такой его трактовке, которая позволяет дифференцировать охватываемые им явления. Мне понятнее и ближе всего концепция Д.А. Леонтьева, разграничивающего шесть типов смысловых структур: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловой конструкт, смысловая диспозиция, личностная ценность. Такие смысловые структуры, как мотив, смысловая установка, личностный смысл, по-разному регулируя деятельность личности, меняются в зависимости от этой деятельности. Смысловой конструкт и смысловая диспозиция личности подчиняют себе мотив, смысловая установка, личностный смысл и являются стабильными, не меняющимися от деятельности к деятельности смысловыми структурами. В свою очередь, личностные ценности суть наиболее устойчивый тип смысловых структур, которому подчинены смысловой конструкт и смысловая диспозиция личности [Леонтьев Д.А. Психология смысла. 2007: 127–129]. Как неоднократно подчёркивает Д.А. Леонтьев, «…не существует отдельного объекта под названием „смысл“, который можно было бы точно определить. Есть некоторая смысловая реальность, которая проявляет себя в разных формах, в разных структурах, на разных уровнях психики и регуляции деятельности» [Там же: 485]. В периоды мощных и стремительных социально-культурных изменений ментальный лексикон соответствующей социальной группы изменяется именно так, как описано А.А. Залевской и её коллегами: возникают особые условия, позволяющие выявлять специфику психологической структуры значения слова, прослеживать её динамику, обнаруживать пути «вращивания» новых слов и значений в речевой обиход носителей языка. Мои эксперименты, о которых я писал в одной из предыдущих сказочек, показывают, что когда воздействие социально-культурных факторов заканчивается, фрагмент ментального лексикона переходит прежнее состояние или просто другое. Об этом говорят ассоциативные поля стимулов ОТКАТ и РАСПИЛ. Из фрагмента ментального лексикона исчезает часть значения, обусловленная социально-культурными факторами. Однако продолжающегося воздействия социально-культурных факторов недостаточно, о чём говорят ассоциативные поля стимулов ДЕПУТАТ и ВЗЯТКА. Для изменения значений этих слов нужно ещё воздействие личностного фактора в форме стабильных, а не меняющихся смысловых структур. В этом отношении нельзя недооценивать такое направление исследований, которое можно было бы назвать психолингвистикой смысла и которое рассматривает смысловую регуляцию деятельности (смысловой фактор в языковой способности человека) не как нечто монолитное и одинаково действующее в разных условиях, но как систему качественно разных процессов, позволяющих регулировать речевую деятельность личности в социально-культурных условиях, подразумевающих неоднозначную оценку. Источник: vk.com Комментарии: |
|