Педагогическая азбука работы с понятиями |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-01-10 17:46 Поговорим об общих подходах и направлениях, не описывая (пока) конкретные приёмы и рецепты, которых существует очень много. Выделим акценты работы с понятийным аппаратом в образовании. И подчеркнем, что все это касается не только филологов, или, шире, гуманитарные знания, но также математические и естественнонаучные дисциплины, где не менее, а может быть и более важно обращать внимание на понимание терминологии. Основы работы с отдельным понятием или с группами понятий опираются на ассоциативное мышление и аналогии, понимание потенциальной амбивалентности понимания (противоположность, разные противоречивые стороны, внутренние конфликты) и аналитический подход (описание, толкование, значимые характеристики и особенности – отличительные черты). Важные фокусы работы с понятием – выделение существенного, сравнение, обобщение и классификация. Комментарий. Осторожно: СЛОВО! Нередко используемые слова, понятия, термины, словосочетания раскрывают глубинные смыслы и скрытые позиции – осознанные или неосознанные, имплицитные или эксплицитные, позитивные или негативные. В этой связи интересен педагогический язык. В реальной практике мне нередко приходится встречаться со следующими утверждениями, лозунгами, характеристиками или положениями: «Заболеть темой» (все понимают, что имеется в виду – «увлечься и заинтересоваться», но предпочитают термин «заболеть», хотя при акцентировании внимания возникает понимание, что болезнь или заражение – не являются чем-то привлекательным), «Заразить интересом к познанию» (я предпочитаю использовать сочетание «создавать или поддерживать мотивацию»), «фронтальная работа» (несмотря на то, что английское сочетание «in front» достаточно точно отражает нахождение лицом к аудитории, в русском языке слово «фронт» имеет коннотацию военного столкновения и боевых действий, что нередко скрыто и происходит в образовательном процессе – как правило, по двум сторонам линии фронта располагаются враги или противоборствующие стороны), «педагогическая вооруженность» (еще одно проявление конфликтной ориентированности, хотя в данном случае проще и точнее говорить о профессиональном владении инструментами и понимании их использования), «горящие глаза учеников» (каждый знает, чем заканчивается в обычной жизни процесс горения, его результаты и итоговые продукты, хотя о выгорании говорится постоянно – может быть стоит уже соотнести горение и выгорание, перейдя к другой терминологии, связанной с заинтересованностью, вовлеченностью и т.п.), «защита проекта» (пришло в образование из защит диссертаций и научных теорий, является важным способом отстаивания своей позиции от критических замечаний, но при этом наталкивает на соперничество, острую конкуренцию, поэтому в некоторых случаях вполне точнее говорить о представлении или презентации, если нет задачи столкновения, оппонирования, продуцирования продуктивного образовательного конфликта). К сожалению, в педагогическом языке нередко смешивается мотивация и стимулирование (точнее, вся мотивация сводится к внешним стимулам), оценки и отметки (все оценивание сводится к формализованному количеству баллов или итоговому экспертному выводу, хотя и при безотметочном подходе оценивание присутствует, так как невозможна безоценочность при взаимодействии людей), дисциплина и подчинение, ответственность и обязанности, знание и запоминание (перечисление фактов), рефлексия и отчетность, свобода и анархия, образовательная успешность и успеваемость, образование и обучение (здесь стоит обратить внимание, что под образованием понимается комплекс обучения, воспитания и развития), устойчивость и неизменность, контроль и управление, навыки и умения (напомню, что в классическом понимании навыка – это действие, доведенное до автоматизма). Слова, используемые в образовании, являются индикаторами существующего положения дел, поэтому стоит предложить некоторые понятийные трансформации: От «защиты» – к «представлению» (например, проекта, работы, выступления) От «мероприятий» – к «образовательным событиям» От «формирования» – к становлению» или «развитию» (слово сформировать распространено в педагогике, но не стоит забывать о филологическом аспекте, когда акцент представленного термина направлен на «придание формы», что некоторыми может восприниматься как конечность развития и завершенность процесса) От «должны» – к «смогут» От «заставить» – к «поддержать» От «внедрение» – к «реализации» Понятно, что таких оппозиций можно найти много. Вопрос о понятийном аппарате современного образования и педагогическом языке, несомненно, требует отдельных исследований, публикаций и обсуждений в профессиональном сообществе. Отдельные слова и понятия позволяют ярко, запоминающееся и образно описывать сложные процессы. Происходит, с одной стороны, упрощение, но при этом появляются значимые акценты и смысловые фокусы. Например, о воспитании можно говорить бесконечно. Воспитание – это опыт, который можно представить через «Пять О» (представленный пример не является образцовым и эталонным, при желании можно подумать о любом другом наборе при использовании предложенного подхода понятийных образов): - Образцов (поведения, героев, целей, примеров): «Ты должен» - Ограничений (правил, рамок, договоров): «Ты не можешь» - Общения (взаимодействие, принятие): «Тебе нужна поддержка» - Отстаивания (борьба, позиция, принципы): «Ты важен» - Ответственности (рефлексии, вопросы «Зачем?» и «Почему?»): «Сейчас нельзя» Эти понятия могут также выстраиваться в определенной последовательности и создать словесную формулу воспитания: Слова (точность и своевременность) + Убежденность (эмоции) + Действия (сопровождение – жесты, визуальные или наглядные примеры) + Поступки (видение и демонстрация результата в сложных ситуациях выбора) = ВОСПИТАНИЕ ПОНЯТИЙНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Основной фокус в данном подходе делается на коннота?цию (позднелат. connotatio от лат. con «вместе» + noto «отмечаю, обозначаю») — сопутствующее значение языковой единицы. Это включает дополнительные семантические или стилистические функции, устойчиво связанные с основным значением в сознании носителей языка. Коннотация предназначена для выражения эмоциональных или оценочных оттенков высказывания и отображает культурные традиции общества. Этимология слов позволяет точнее понимать термины. Если спросить, почему значимое место в столице России носит название «Красная площадь» большинство отвечающих скажут о красных кирпичах, хотя коннотация слова «красный» была иной в средневековый период (означало – «красивый»). Метапредметный потенциал понятия. В образовании часто встречается ситуация разного языка отдельных предметов. Несомненно, существует специфика, но представляется перспективным и продуктивным находить метапредметный потенциал. Например, в описании революционных событий вполне полезно использовать термин «экстремум», который можно связать с активностью масс на определенных отрезках разворачивания революционных событий . Предлагаю подумать, как можно использовать и другие термины из математики в других областях учебных знаний: синусоида; симметрия, формула, пропорция, уравнение, параллельность (перпендикулярность), вектор, пирамида, сфера, пределы, прогрессия, неравенство, аксиома, бесконечность, гипербола, корень, функция, дробь. Паспорт фундаментального понятия. Составление такого в высокой степени формализованного документы (степень его подробности, структурные элементы и требования к заполнению являются индивидуальным педагогическим решением) позволяет обобщить полученные сведения, провести самостоятельное исследование, получить опорную понятийную точку. Не случайно речь идет не обо всех понятиях, а только тех, которые составляют фундамент учебной дисциплины и имеют метапредметный потенциал (выявление таких понятий делалось неоднократно и точного списка не существует, поэтому выбор и отбор является экспертным решением каждого педагога). Среди важных элементов назовем следующие (они не являются обязательными и точно не исчерпывают весь возможный список): Происхождение слова (термина, понятия) Определение (выбор автором наиболее точного, понятного, подходящего) Значимые свойства (характеристики) Значимые работы и источники (научные, научно-популярные, художественные) Примеры использования (применения) Это любопытно и полезно. Пример – «фрактал». В пер. с лат. «дроблёный, сломанный, разбитый», множество, обладающее свойством самоподобия. Объект, в точности или приближенно совпадающий с частью самого себя. Термин с 1975 г. Автор Бенуа Мандельброт (1977 – распространение). Свойства: нетривиальная структура (отличие от регулярных фигур – окружности, эллипса, графика, гладкой функции), увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры (одинаково сложная картина); самоподобие или приближение к самоподобию; дробная метрическая разномерность (превосходит топологическую). Примеры объектов природы со свойствами фрактала: побережье, облака, кроны деревьев, снежинки, система кровообращения, морские раковины, кораллы, молнии, сталактиты. При иллюстрации вариантов использования выбранного фундаментального понятия можно исследовать разные варианты использования данного слова в языке и привести иллюстрирующие примеры. Представим несколько вариантов: Слово «ДУША» «Он вышел из душа» - помещение для принятия водных процедур. «Собрав силы, я кинулся на врага, душа его за шею» - деепричастие, происходящее от действия – стремления задушить (переносное значение – душить свободу, прессу и т.п.). «Душа моя, послушай, что тебе скажу» - характеристика человека, который имеет особое доверие или расположение собеседника. «Душа рассталась с телом» - часть человека, основа его личности. «Они решили сходить на фильм «Душа» - имя собственное. Слово «МИР» «Воюющие станы заключили мир» - противоположность войне, ее отсутствие. «Он ушел из монастыря в мир» - светское общество (мирское) в отличие от монашеского. «Орбитальная станция «Мир» продолжила работу» - имя собственное, название. «Мир моей души» - особое место или пространство (также – православный мир, русский мир, мир знаний и т.п. – переносный смысл). «Современный мир» - территориальность в определенном пространстве. «Мир военных отличается особыми правилами поведения» - идентичность определенной группы. Слово «МАШИНА» «Машина куртка была новой» - принадлежность Маше. «По пустынной дороге ехала одинокая машина» - автомобиль. «В семье появилась новая стиральная машина» - механизм. «Г. Уэллс является автором романа «Машина времени» - название, имя собственное. «Маленькому Коле купили на день рождения красивую машину» - игрушка. «Этот человек действует как машина» - автоматизм, бессознательное поведение. Паспорт может создаваться и при использовании таблицы, когда знание понятия более наглядно и четко структурируется по ряду направлений. Один из таких вариантов может быть структурирован в табличную форму, образовав «Паспорт понятия». Предлагаем позиции для 4-х столбцов данного паспорта, подчеркнув, что это только пример, а не жесткий алгоритм, поэтому вполне допускаются корректировки, другие линии и аспекты исследования понятия: Понятие и определение Происхождение (исторический и лингвистический аспекты) Основные характеристики (отличительные элементы) Иллюстрации (примеры) реализации в жизни, из истории, повседневности Составление предметного словаря. Если в предыдущем варианте выделялись фундаментальные понятия с метапредметным потенциалом, то в данном случае речь пойдет о специфике предмета. Важно, чтобы такой словарь был ориентирован на следующее: компактность (сделать ограничение) с понятными для обучающегося данного возраста определениями (не словарными, а адаптированными - ориентироваться не на абстрактные научных определения, а попробовать дать свою краткую и четкую интерпретацию) идти от более общих и важных понятий к частными и конкретно-тематическим Одним из возможных вариантов работы в данном направлении может быть задание выписать из текста слова неизвестные или с неясным значением и найти в словаре их определения. Понятийный диктант. Частью исследовательского подхода может быть также диагностика и оценка уровня знаний на основе выявления владения понятиями темы, занятия, части курса или дисциплины. В ходе диктанта произносятся не понятия, а их определения (или характеристики), а учащиеся должны записать термин, о котором идет речь. Так можно оперативно проверить усвоение той или иной темы. Другой разворот этого приёма может быть связан с заданием по составлению связного высказывания из нескольких слов (в данном случае понятия применяются в контексте их использования), что также способствует развитию речевой культуры и языковой грамотности через включение терминологии в сообщения. Может предлагаться ряд событий, которые необходимо соотнести с одним общим для всех понятием. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ Источник: vk.com Комментарии: |
|