О системах и системном взгляде на вещи

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Всё, нас окружающее, представляет собой системы в том или ином виде. Для управления чем-либо, а по сути системой, необходимо научиться их выявлять и понимать задачи, для которых они созданы.

Знание о системах должно формировать в человеке понимание целого и взаимосвязей его частей, на основе какой-либо частности, относящейся к системе так же, как возникает понимание всего того, что связано с человеком, как системой, только при упоминании, например, слова «палец».

Система — это совокупность объектов с фиксированными свойствами, между которыми сформировались взаимоотношения по определённым закономерностям, приводящие к появлению нового объекта, рассматриваемого как единое целое. Для любой системы каждый её элемент выступает конечным, т.е. неделимым, хотя элемент так же является отдельной системой. Соответственно любая рассматриваемая система всегда входит в качестве элемента в другую систему.

Системный подход (в мышлении) — это последовательность действий, направленных на выявление: системообразующих взаимоотношений между объектами, придающих этому множеству объектов структуру; функции системы. Заметим, что предметно-образная компонента мышления способна обеспечить выявление гораздо больших системообразующих отношений, чем абстрактно-логическая.

Любая система — это, прежде всего, структура, реализованная на базе некой общности элементов, обладающих хотя бы частью фиксированных свойств и связанных через эти свойства системообразующими отношениями между собой. Системный подход основывается на системном анализе.

Структура может быть стабильной, как, например, органы в человеке, а может быть динамической, как, например, в шахматах. Выбор в ту или иную сторону зависит от функции системы в целом. К примеру, все органы в человеке комплементарны: желудок и двенадцатиперстная кишка, печень и кожа. Комплементарность в данном случае образуется по функциональному признаку, она же всегда продиктована внешними условиями.

Системный анализ — алгоритм оценки4 влияния каждого элемента при конкретной сложившейся структуре системы на другие элементы, на среду и всю систему в целом. Системный анализ всегда выстраивается на основании предусловий — необходимости придать значение одним характеристикам (выявить) элемента и пренебречь другими. К примеру, в шахматах, это ценность фигур, но не сама по себе, а ценность в каждый конкретный момент времени, то есть в конкретной игровой ситуации. Ценность фигуры тем выше, чем выше ее способность повысить преимущество системы в целом. На первом месте король, далее остальные фигуры — по значимости в каждый момент игровой ситуации — т.е. в зависимости от функциональности5 фигуры для всей системы в целом.

Структура — это организованная, в некотором смысле «расположенная» определённым образом, совокупность элементов с конкретными взаимоотношениями между собой. Иногда структурой называют форму выражения. Структура всегда выполняет функцию.

Функция — предопределенная1 (в статистическом смысле вероятность наступления события) структурой системы и свойствами элементов реализация процесса преобразования чего-либо в результате взаимодействия системы с чем-либо.

Функциональность, как системы, так и элементов, всегда продиктована внешними условиями комплементарными системе. Именно внешние условия диктуют для системы, как минимум, две задачи, которые она должна выполнять: 1) выдерживать давление среды, в которой она пребывает, соответственно подстраиваться под нее в режиме динамического равновесия; 2) выполнять функцию, ради которой она была создана.

Оптимальная система та, которая выполняет предназначенную функцию при минимальных затратах ресурсов на её реализацию и на процессы, не относящиеся к её функциям.

Функция (как способность реализации — потенциал системы) в системе определяется структурой. Результативность (то есть степень (мера) достижения цели) функции определяется её динамикой. Она же в свою очередь зависит от способности системы пребывать в гармоническом резонансе, проявляемом под воздействием среды, в которой находится система.

Динамика включает в себя как скорость реакции системы на воздействие среды, так и скорость изменения структуры системы. Эти два параметра комплементарны между собой.

Структура системы вторична к её динамике, появляющейся как ответная реакция системы на воздействие среды. Поэтому, вначале возникает воздействие среды, затем динамика в системе, и только после этого проявляется структура системы, реализующая функцию.

Соответственно этому, структура является количественным выражением результата воздействия среды на систему, а её динамика — качественным выражением того же воздействия.

Чем выше динамика системы, тем эластичнее её структура, что выражается в участии каждого элемента системы при внешнем воздействии. В качестве примера можно привести реакцию человека, как гармонической системы, на причинение телу болевого действия. В результате воздействия реакция происходит во всем теле. Эластичность системы позволяет распределять воздействие среды на систему равномерно между всеми ее элементами.

Элемент — носитель определенной информации, алгоритмики, функциональности и потенциала развития. То есть обладающий некоторым набором свойств, качеств и т.д., поддающихся метрологической оценке. Элементов вне какой-либо системы не бывает. Чем в большем количестве систем состоит элемент, тем он более динамически функционален.

Следует понимать и различать в функционировании системы появление системных и структурных ошибок.

Системная ошибка — нарушение функционирования системы, выражающееся в невозможности выполнения функции, ради которой она создана. Такая ошибка возникает вследствие нарушения комплементарности система-среда, когда система не способна компенсировать воздействие среды за счет собственных ресурсов. В данном случае ресурсами выступают как элементы системы с учетом их потенциала развития, так и структура системы. Функционирование системы нарушается тогда, когда она не может выработать собственную алгоритмику функционирования, которая была бы адекватна (комплементарна) протекающим процессам в среде. На примере шахмат это выражается в потере системой части фигур или таком их расположении на доске (структура), когда фигуры не способны выполнять свои функции, а, соответственно, вся система (белые фигуры — 16 элементов) теряет функцию — установление превосходства над противником с последующим его разрушением и установлением королю мата. В данном случае среда для белых — это все черные фигуры, поле доски и алгоритмика игры.

Структурная ошибка — нарушение системообразующих отношений в системе, при котором она не теряет функциональности. В таком случае происходит динамическое перераспределение системообразующих отношений между элементами с нарушением оптимальной структуры в системе. Ошибка возникает при нарушении протекания информационных процессов в системе, что приводит к изменению её структуры. Нарастает внутреннее напряжение системы — избыточное вовлечение одних элементов и бездействие других. В таком режиме система накапливает ошибки, что в конечном счете приводит к системной ошибке. В шахматах это выражается нарушением расположения фигур на доске, когда противник ставит мат, даже когда все 16 фигур целы. Под избыточным давлением, применяя шахматную терминологию, понимается «перегрузка» — необходимость защиты одной фигурой нескольких целей. Соответственно, бездействие — незадействованные фигуры системы (как правило ладьи, которые стоят без дела за пешками, что ограничивает их изначальные функции).

Отличие системной ошибки от структурной в том, что преодолеть системную ошибку возможно только путем изменения качества системы, в то время как при структурной ошибке качество системы может не меняться.

Преодолеть структурную ошибку способен и единоначальник, при условии что ошибка не перешла в системную.

Если привести общедоступный пример системы на шахматах, то получим: шахматы — объемлющая система, 16 белых и 16 черных фигур — равные друг другу системы, фигуры — объекты (элементы), закономерности — правила игры (они же и закономерности объектов в части игровых свойств фигур), ситуации — конкретные положения фигур на доске, процесс — игра в шахматы, структура — игровая ситуация партии.


Источник: vk.com

Комментарии: