Новоевропейский мыслитель Фрэнсис Бэкон, сделавший огромный вклад в вопрос развития научного метода, был убежден, что можно говорить о существовании трех путей поиска истинного знания

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-01-08 15:46

Работа разума

Для Бэкона главный метод познания – индукция.

Исходя из этого философ выделяет 3 конкретных пути деятельности, с помощью которых может проходить познавательная - деятельность.

Это: 1. «путь паука»; 2. «путь муравья»; 3. «путь пчелы».

  1. «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть путём чистых умозрительных суждений.

Этот путь игнорирует или значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.

Рационалисты как правило оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

  1. «Путь муравья» - получение знания, исключительно из опыта.

То есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма).

Этот метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.

Догматический эмпиризм основан на внешней картине знаний и видит проблемы «снаружи», «со стороны», он не может понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

  1. «Путь пчелы» - идеальный способ познания по Бэкону.

Философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков.

Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции

(сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

***

Фрэнсис Бэкон не только показывает, как должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.

Эти причины философ иносказательно называет «призраками»:

призраки рода;

призраки пещеры;

призраки рынка;

призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры,

и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека на процесс познания. В итоге его предрассудки, заблуждения отражаются на конечном результате.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата:

слов, дефиниций, определений.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии.

Старая философия часто мешает проявлять новаторский подход,

направляет познание не в ту сторону.

Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и

получать «чистое знание».

Для Бэкона главный метод познания – индукция.

Исходя из этого философ выделяет 3 конкретных пути деятельности, с помощью которых может проходить познавательная - деятельность.
Это: 1. «путь паука»; 2. «путь муравья»; 3. «путь пчелы».

1. «Путь паука» - получение знания из «чистого разума», то есть путём чистых умозрительных суждений.
Этот путь игнорирует или значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта.
Рационалисты как правило оторваны от реальной действительности, догматичны и,
по Бэкону, «ткут паутину мыслей из своего ума».

2. «Путь муравья» - получение знания,  исключительно из  опыта.
То есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма).
Этот  метод основан на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств.
Догматический эмпиризм основан на внешней картине знаний и видит проблемы «снаружи», «со стороны», он не может понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

3. «Путь пчелы»  - идеальный способ познания по Бэкону.
Философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков.
Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции
(сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом :)

Фрэнсис Бэкон не только показывает как должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание.
Эти причины философ иносказательно называет «призраками»:

призраки рода;

призраки пещеры;

призраки рынка;

призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры – врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познании через культуру человека (рода) в целом – то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры,
и это откладывает отпечаток на итоговой результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека на процесс познания. В итоге  предрассудки, заблуждения отражаются на  конечном результате.

Призраки рынка и призраки театра – приобретенные заблуждения.

Призраки рынка – неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата:
слов, дефиниций, определений.

Призраки театра – влияние на процесс познания существующей философии.
Старая философия часто мешает проявлять новаторский подход,
направляет познание не в ту сторону.

Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих «призраков» и
получать  «чистое знание».

Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать науки.
Основание классификации – свойства человеческого ума:

1. память;

2. воображение;

3. рассудок.

1. Памяти соответствуют исторические науки, история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская; которые в основе полагаются на память, которые описывают факты и происшествия.
2. Воображению – поэзия, литература, искусство вообще.

3. Рассудку – философия. Теоретические науки, или "философия" в широком смысле слова. 

Философия наука о: 
Боге; 

природе; 

человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

природу – непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

Бога – через природу;

себя (человека) – через рефлексию (то есть обращенность мысли на себя)
Рефлексия в психологии подразумевает любые поползновения личности, направленные на самоанализ.Науку Бэкон сравнивает с водой. Она либо падает с неба, либо бьет из недр земли. Подобно воде, наука имеет своим источником или небесные сферы, или землю. … Смысл всей своей научной деятельности Бэкон видел в великом возрождении наук. Наука должна опережать практику, должна указывать путь к новым изобретениям и открытиям. …  Истинный объект познания, по Бэкону, - материя, её устройство и превращение. "Все достойное существования, достойно и науки, которая есть только изображение действительности"


Источник: avatars.mds.yandex.net

Комментарии: