Доступность информации начинает тормозить развитие психики |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-01-09 12:42 ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НАЧИНАЕТ ТОРМОЗИТЬ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ. Мне кажется, что это необходимо прочитать всем родителям мира. И пусть после этого кто-нибудь скажет, что психологу не обязательно иметь качественную теоретическую подготовку - главное иметь практические навыки. Статья в существенных сокращениях моего великолепного преподавателя по экспериментальной психологии, ныне декана факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова А.В. Карпова. "Основная функция психики – адаптация человека к окружающей среде. Представляется возможным констатировать, что адаптация к цифровой реальности у детей происходит быстрее, чем к реальности объективной. Ее качественные характеристики не выдерживают конкуренции по сравнению с цифровой средой. Есть данные, по которым современные школьники дают примерно на 20 % меньше оценки по креативности, чем школьники двадцатилетней давности. Контент, с которым работает современный ребёнок, построен таким образом, чтобы привлекать и удерживать его внимание. В этом случае субъективные возможности управления своим вниманием понижаются. Результат – резкое снижение произвольности – фундамента сознания осознанной регуляции, и как следствие – резкое ухудшение произвольной регуляции школьников, особенно начальных классов. Следующий процесс, на который негативно влияет цифровизация – память. Современные компьютерные технологии предоставляют такое качество информации, которое не способствует развитию высших форм памяти. Цифровая информация носит достаточно поверхностный характер и не нуждается в семантической обработке. Кроме того, информация извлекается по запросу, и у субъекта нет необходимости в ее долгосрочном сохранении и целевой установки на длительное запоминание, так как по запросу ее всегда можно актуализировать. В результате из всех видов памяти формируется в основном семантическая, фрагментарная, кратковременная, механическая, непроизвольная. А высшие формы уровня памяти отходят на второй план. В результате даже употребляется такой термин как «синдромом амнезии», отражающий негативное развитие памяти как таковой. Наиболее существенное негативное влияние цифровизации обнаруживается по отношению к мышлению – полагаем, что данный факт связан с резкой, кардинальной сменой материала мышления. Знания уступают место информации, содержание уступает место контенту. Переработка информации подменяется ее поиском и использованием, следствием чего является резкое снижение интеллектуальной активности, связанной с переработкой сложной и объёмной информации, с восприятием семантически наполненных текстов. В результате доступность больших массивов информации оборачивается несформированностью мозговых механизмов, на основе которых происходит переработка и усвоение информации. Обилие информации не только не научает, но в какой-то степени ингибирует, блокирует развитие этих механизмов. До 2000 года IQ у представителей развитых стран возрастал в среднем на 1,5 балла каждые 10 лет. В 2000 году произошел перелом, и каждые 10 лет в развитых странах IQ на столько же снижается. То есть за 20 лет он снизился примерно на 3 балла. Можно говорить о том, что наблюдается интенсивное снижение интеллекта в историческом масштабе. Приводятся данные, которые показывают, что современные школьники средних классов обладают примерно в два раза меньшим активным словарным запасом, чем школьники двадцатилетней давности. Многие учителя отмечают, что у детей есть трудности формулировки высказываний и мыслей в девятом классе массовой школы. Дети испытывают трудности и дискомфорт при чтении длинных текстов и книг. Клиповое мышление у детей – это реальность сегодняшнего дня. По данным европейских исследователей, информационное потребление в возрасте до 10 лет отмечается у 40 %, в возрасте с 14 до 18 лет – у 68 % молодежи. Таким образом, можно говорить о том, что объём информации растет, а затраты на ее получение падают, снижаются требования к активности психики в процессе познавательной деятельности. Нейропсихологическими исследованиями показано, что реакции мозга на гаджет идентичны реакции на наркотическое вещество. Следующая подсистема психики, попавшая под влияние цифровизации – регулятивная. Для становления регуляторных механизмов психики важна культура как верховный интегральный регулятор общения и деятельности. Культура онтологически представляет собой систему ограничений: без табуирования определенных действий в поведении и взаимодействии культуру сформировать невозможно. Цифровизация и интернетизация в этом отношении снимают культурные ограничения. Иллюстрацией являются слова М.Ф. Достоевского из романа «Братья Карамазовы»: «Если бога нет, то все дозволено». Продолжая мысль, можно перефразировать – если все и разрешено, зачем нужны мораль и моральный закон? Как предотвратить негативное влияние интернета на развитие психики ребенка, если он является агентом среды и выступает подчас ведущим фактором развития, причем на самых ранних этапах формирования психики. Психика детей в настоящее время формируется в особых условиях, субъектами образовательного процесса сегодня являются представители поколения Z – «цифровые дети». Слабая озадаченность психологов и педагогов данной проблемой на современном этапе удивляет. Очевидно, что невозможно запретить взаимодействие с цифровыми агентами, это вызовет лишь реакцию сопротивления. Объективные данные свидетельствуют, что рассматривать интернет как средство саморазвития не представляется возможным. Наконец, есть ещё одна подсистема – коммуникативная. Процесс общения перешел в интернет, социальные сети. Человек полностью перестал жить в естественном мире, а ребенок поколения Z перестал нуждаться в другом человеке как носителе информации. Не только объекты, которые нас окружают, являются искусственными, но и общение с субъектами, с другими людьми тоже приобретает искусственный характер. То есть сегодня ребенок живет в дважды искусственном мире. Как следствие – снижение социальной ответственности, неумение управлять конфликтами, несформированность навыков построения межличностных отношений, легкость принятия необдуманных решений. В основе такого поведения детей лежит иллюзия неединичности жизни. Опосредованный характер общения, отсутствие прямого контакта, который имеет место в социальных сетях, приводит к социальной «слепоте», невозможности в полной мере репрезентировать в своем сознании социальный характер отношений с другими людьми, критическое снижение рефлексии. Можно согласиться с высказанным в конце прошлого века мнением, что XXI век будет веком психологии, или его вообще не будет. В настоящее время это предсказание начинает сбываться, причем в весьма своеобразной форме. Развитие человека, его эволюция привела к таким формам презентации знаний, воспитания, культуры, социализации, которые начинают тормозить сами себя. Доступность информации начинает тормозить развитие психики, и на этот вызов времени нужно отвечать. В данной ситуации роль психолога является абсолютно незаменимой. Возникает абсолютно новый пласт психологической проблематики, которую должны решать психологи, консолидируя усилия с педагогами, так как поколение Z требует качественно нового подхода в обучении и воспитании". Источник: vk.com Комментарии: |
|