Доступность информации начинает тормозить развитие психики

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ НАЧИНАЕТ ТОРМОЗИТЬ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ. Мне кажется, что это необходимо прочитать всем родителям мира. И пусть после этого кто-нибудь скажет, что психологу не обязательно иметь качественную теоретическую подготовку - главное иметь практические навыки. Статья в существенных сокращениях моего великолепного преподавателя по экспериментальной психологии, ныне декана факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова А.В. Карпова.

"Основная функция психики – адаптация человека к окружающей среде. Представляется возможным констатировать, что адаптация к цифровой реальности у детей происходит быстрее, чем к реальности объективной. Ее качественные характеристики не выдерживают конкуренции по сравнению с цифровой средой.

Есть данные, по которым современные школьники дают примерно на 20 % меньше оценки по креативности, чем школьники двадцатилетней давности. Контент, с которым работает современный ребёнок, построен таким образом, чтобы привлекать и удерживать его внимание. В этом случае субъективные возможности управления своим вниманием понижаются. Результат – резкое снижение произвольности – фундамента сознания осознанной регуляции, и как следствие – резкое ухудшение произвольной регуляции школьников, особенно начальных классов.

Следующий процесс, на который негативно влияет цифровизация – память. Современные компьютерные технологии предоставляют такое качество информации, которое не способствует развитию высших форм памяти. Цифровая информация носит достаточно поверхностный характер и не нуждается в семантической обработке. Кроме того, информация извлекается по запросу, и у субъекта нет необходимости в ее долгосрочном сохранении и целевой установки на длительное запоминание, так как по запросу ее всегда можно актуализировать. В результате из всех видов памяти формируется в основном семантическая, фрагментарная, кратковременная, механическая, непроизвольная. А высшие формы уровня памяти отходят на второй план. В результате даже употребляется такой термин как «синдромом амнезии», отражающий негативное развитие памяти как таковой.

Наиболее существенное негативное влияние цифровизации обнаруживается по отношению к мышлению – полагаем, что данный факт связан с резкой, кардинальной сменой материала мышления. Знания уступают место информации, содержание уступает место контенту. Переработка информации подменяется ее поиском и использованием, следствием чего является резкое снижение интеллектуальной активности, связанной с переработкой сложной и объёмной информации, с восприятием семантически наполненных текстов. В результате доступность больших массивов информации оборачивается несформированностью мозговых механизмов, на основе которых происходит переработка и усвоение информации. Обилие информации не только не научает, но в какой-то степени ингибирует, блокирует развитие этих механизмов.

До 2000 года IQ у представителей развитых стран возрастал в среднем на 1,5 балла каждые 10 лет. В 2000 году произошел перелом, и каждые 10 лет в развитых странах IQ на столько же снижается. То есть за 20 лет он снизился примерно на 3 балла. Можно говорить о том, что наблюдается интенсивное снижение интеллекта в историческом масштабе. Приводятся данные, которые показывают, что современные школьники средних классов обладают примерно в два раза меньшим активным словарным запасом, чем школьники двадцатилетней давности. Многие учителя отмечают, что у детей есть трудности формулировки высказываний и мыслей в девятом классе массовой школы. Дети испытывают трудности и дискомфорт при чтении длинных текстов и книг. Клиповое мышление у детей – это реальность сегодняшнего дня.

По данным европейских исследователей, информационное потребление в возрасте до 10 лет отмечается у 40 %, в возрасте с 14 до 18 лет – у 68 % молодежи. Таким образом, можно говорить о том, что объём информации растет, а затраты на ее получение падают, снижаются требования к активности психики в процессе познавательной деятельности. Нейропсихологическими исследованиями показано, что реакции мозга на гаджет идентичны реакции на наркотическое вещество.

Следующая подсистема психики, попавшая под влияние цифровизации – регулятивная. Для становления регуляторных механизмов психики важна культура как верховный интегральный регулятор общения и деятельности. Культура онтологически представляет собой систему ограничений: без табуирования определенных действий в поведении и взаимодействии культуру сформировать невозможно. Цифровизация и интернетизация в этом отношении снимают культурные ограничения. Иллюстрацией являются слова М.Ф. Достоевского из романа «Братья Карамазовы»: «Если бога нет, то все дозволено». Продолжая мысль, можно перефразировать – если все и разрешено, зачем нужны мораль и моральный закон? Как предотвратить негативное влияние интернета на развитие психики ребенка, если он является агентом среды и выступает подчас ведущим фактором развития, причем на самых ранних этапах формирования психики.

Психика детей в настоящее время формируется в особых условиях, субъектами образовательного процесса сегодня являются представители поколения Z – «цифровые дети». Слабая озадаченность психологов и педагогов данной проблемой на современном этапе удивляет. Очевидно, что невозможно запретить взаимодействие с цифровыми агентами, это вызовет лишь реакцию сопротивления. Объективные данные свидетельствуют, что рассматривать интернет как средство саморазвития не представляется возможным.

Наконец, есть ещё одна подсистема – коммуникативная. Процесс общения перешел в интернет, социальные сети. Человек полностью перестал жить в естественном мире, а ребенок поколения Z перестал нуждаться в другом человеке как носителе информации. Не только объекты, которые нас окружают, являются искусственными, но и общение с субъектами, с другими людьми тоже приобретает искусственный характер. То есть сегодня ребенок живет в дважды искусственном мире. Как следствие – снижение социальной ответственности, неумение управлять конфликтами, несформированность навыков построения межличностных отношений, легкость принятия необдуманных решений. В основе такого поведения детей лежит иллюзия неединичности жизни. Опосредованный характер общения, отсутствие прямого контакта, который имеет место в социальных сетях, приводит к социальной «слепоте», невозможности в полной мере репрезентировать в своем сознании социальный характер отношений с другими людьми, критическое снижение рефлексии.

Можно согласиться с высказанным в конце прошлого века мнением, что XXI век будет веком психологии, или его вообще не будет. В настоящее время это предсказание начинает сбываться, причем в весьма своеобразной форме. Развитие человека, его эволюция привела к таким формам презентации знаний, воспитания, культуры, социализации, которые начинают тормозить сами себя. Доступность информации начинает тормозить развитие психики, и на этот вызов времени нужно отвечать. В данной ситуации роль психолога является абсолютно незаменимой. Возникает абсолютно новый пласт психологической проблематики, которую должны решать психологи, консолидируя усилия с педагогами, так как поколение Z требует качественно нового подхода в обучении и воспитании".


Источник: vk.com

Комментарии: