Буду уже завершать с критикой критического мышления |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-01-01 16:48 В “Краткой истории идей критического мышления” Пола, Элдер и Бартелл упоминаются и другие предшественники CT - Фома Аквинский, Бэкон Веруламский, Декарт, и даже Кант, но отсылки к ним кратки и не концептуальны. Отношение этих источников к текущей версии CT напоминает отношение христиан к античной философии, т.е. как к языческим предшественникам. Так о Бэконе говорится: “Его книгу («Novum Organum») можно считать одним из самых ранних текстов по критическому мышлению, поскольку его программа во многом соответствовала традиционной программе критического мышления.” Но по факту все в CT сводится к апдейту сократических вопросов: 1) сократическому поиск доказательств на основе изучения имеющихся фактов; 2) прослеживанию следствий анализируемого убеждения или предположения, мысли или действия; 3) формулированию вопросов для сравнительной оценки фактов; 4) выявлению у оппонента признаков иррационального мышления или отсутствия проверяемых знаний; 5) приведению аргументов, доказательства и разумного обоснования собственной позиции. В самой по себе критике мышления ничего предосудительного и опасного нет. Но в превращении ее в особую науку и целую институцию, выдающую дипломы и сертификаты, и монополизирующую соответствующую область образования в ущерб курсам философии, логики и теории аргументации, присутствует явный перекос. В результате критическое мышление начинает включать и подменять собой все - научное, математическое, историческое, антропологическое, экономическое, моральное и собственно философское мышление, теряя собственное, по сути очень понятное содержание и бесспорные полезные функции. Еще одна американская протагонистка CT, ведущий автор и руководитель упомянутых фонда и центра критического мышления Линда Элдер полагает, что «CT — это самоуправляемое, самодисциплинированное мышление, которое пытается рассуждать на самом высоком качественном уровне беспристрастным образом». Ключевыми словами здесь являются понятия самоуправления и самодисциплины, указывающие на главную ценность западной демократии – самость либерального субъекта, его безусловную свободу. В рамках этой априорной западной ценности, другой рассматривается лишь как препятствие на пути к собственной свободе (Е. Иллуз). Хотя Элдер говорит о преодолении за счет CT не только социоцентрических врожденных привычек, но и эгоцентрических, эгоцентричность связана у нее с привязанностью к ценностям и интересам группы. Т.е. Элдер больше пишет о групповом эгоизме, искажающем и снижающем с ее точки зрения когнитивные способности индивида. Но это не означает, что она против любой групповой принадлежности - предполагается, что критический индивид должен подчиняться ценностям новой церкви Сritical Thinking, которая как и любая церковь борется за аутентичность и авторское право на свои технологии, предлагая клиентам мнимые конкурентные преимущества в перспективе пресловутого "пожизненного образования" (Life-long learning). Под свободой ею понимается свобода индивида от защиты интересов реального сообщества в угоду абстрактному сообществу критически мыслящих людей, свобода от ответственности за жизнь сообщества, семьи, других людей. В своей критической радикальности протагонистка CT доходит до формулы отрицающей саму жизнь: "неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ее прожить", называя ее "принципом Сократа". https://www.criticalthinking.org/store/get_file.php?inventories_id=580&inventories_files_id=425 Критическое мышление предполагает умение ставить под сомнение любую информацию, идущую из авторитетного источника – человека или института, в том числе и прежде всего, опирающуюся на уже сформированную в семье и национальной культуре систему убеждений, авторитетов и ценностей. Но дело в том, что авторитет плох далеко не всегда, а вера не всегда не противоречит разуму. Зато сам разум зачастую противоречит себе. Знакомое любому философы ego cogito - ergo sum, указывает на необходимость ставить под сомнение любое мышление, претендующее на отдельное от тела субстанциальное существование. Неподконтрольное обществу и философской этике научное и технологическое развитие об этом - вызовы биохакинга и технологий искусственного интеллекта, только последние примеры возможного конфликта интересов науки и интересов самой жизни. Авторитет науки превратился на сегодня в своеобразный род газлайтинга - свидетельств экспертов, а не самого предмета познания. Поэтому авторитет разума должен подвергаться перманентной философской критике. И лучшего источника этой критики, чем критицизм нашего соотечественника Иммануила Канта, не найти. Речь, соответственно, идет о выявлении условий возможности самого объекта познания и предмета суждения. Тем более, что тот же Эннис, уже в 90-е годы сократил свою формулу СТ: “Критическое мышление — это разумное, рефлексивное мышление, направленное на решение того, во что верить или что делать”, которая воспроизводит три вопроса Канта: Что мы можем знать? На что мы смеем надеяться? и, Что мы должны делать? Источник: www.criticalthinking.org Комментарии: |
|