Приложение на основе искусственного интеллекта, которое сейчас носит рабочее название «Эльман», появится в цифровых материалах по русскому языку издательства «Просвещение». Ученики 5-х классов смогут задавать чат-боту вопросы о том, как выполнить те или иные задания, виртуальный собеседник будет давать подсказки, при этом не давая прямых ответов.
Эльман, друг Тёмки
«Помощник и ученик общаются в чате. Ученик задает вопросы в свободной форме. Помощник не дает готовые ответы, а с помощью последовательных подсказок в диалоге подводит ученика к самостоятельному ответу на вопрос. Помощник в диалоге просит ученика ответить на наводящие вопросы, приводит примеры на тему задания, объясняет правила в доступной форме», — описывают принцип действия разработки в издательстве. Если ученик дает правильные ответы на вопросы, ИИ-собеседник хвалит его, в противном случае — поддерживает и мотивирует заниматься дальше.
Большая языковая модель (LLM), лежащая в основе «Эльмана», дообучена на основе собственных учебных материалов «Просвещения», ее технические характеристики вроде числа вошедших текстов или уникальных слов в лексиконе модели издательство не раскрывает: «В ИИ-помощника заложен специальный алгоритм, который предусматривает индивидуальный разбор задания с учетом того, что непонятно конкретному ученику, что не позволяет выдавать готовый ответ».
«Эльман» будет интегрирован в цифровые материалы «Просвещения» вместе с разработанным ранее цифровым помощником «Тёмкой», который не использует LLM. «Тёмку» уже можно встретить на страницах рабочих тетрадей по математике, русскому и английскому языкам для 5-х классов: рядом с самыми сложными заданиями помещаются QR-коды, переходя по ним, ученики получают доступ к дополнительным материалам, поясняющим видео, вспомогательным заданиям в игровом формате и пр. Издательство планирует расширять проект и на другие предметы школьной программы.
Роботы без галлюцинаций
Современным детям нравится взаимодействовать с гаджетами — это своего рода игра, отмечает заместитель начальника Управления цифровой трансформации РЭУ имени Г. В. Плеханова Павел Терелянский. Всякая информация, найденная ребенком самостоятельно в игровой форме, усваивается лучше и охотнее; кроме того, это именно дополнительная информация, то есть факты, расширяющие предлагаемый в школе материал.
На сегодня искусственный интеллект — это автомат, который научили действовать по определенному образцу в определенных ситуациях, то есть сначала его обучают подобным действиям, и затем, когда ему задают вопрос, он отвечает так, как его научили, рассуждает старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Борис Илюхин. Для того чтобы разработать подобного рода помощника, надо аккумулировать знания огромного количества методистов, каждый из которых обладает не просто опытом, а опытом применительно к тому или иному темпераменту, психотипу, иным психофизиологическим особенностям конкретного ребенка. Для корректного использования подобного рода инструментов сначала надо определить, какие особенности есть у данного конкретного ученика, в противном случае это все рискует превратиться в простой поисковик.
Главный и основной риск такого помощника — это полная индивидуализация и инкапсуляция образования, когда ребенок будет взаимодействовать не с коллективом, а с какой-то информационной сущностью, предупреждает Павел Терелянский. При этом учителя и родители фактически не смогут контролировать, какой контент эта сущность будет давать ребенку. В конце концов, основной смысл человеческого обучения — не получение индивидуального знания, а способность выстраивать коммуникации и познание в рамках коллектива в частности или человечества в целом.
Для корректной работы данная система должна разрабатываться на протяжении очень длительного времени, — возможно, на данный момент ее рано предлагать школам, также не совсем понятно, насколько обширна методическая база одного только «Просвещения», сомневается Борис Илюхин.
Каждый новый факт, который ребенок сам находит при помощи чат-бота, породит у него множество вопросов и, возможно, недопонимание, которые в конце концов лягут на учителя. В таком случае система, которая должна упрощать работу педагога, может, наоборот, сделать ее сложнее, считает Павел Терелянский. Еще одной проблемой может стать усугубление проблемы недоверия ребенка к учителям, родителям или взрослым вообще, опасается он. В определенный момент своего развития, согласно педагогическим теориям, происходит процесс «сепарации» ребенка от родителей, от взрослых в целом, именно тогда он наиболее подвержен влиянию сверстников, улицы, криминальных групп. ИИ в данном случае воспринимается как что-то стороннее по отношению к школе и семье: если с ранних лет приучать ребенка к общению с чат-ботами, есть риск, что свой морально-этический и интеллектуальный базис он будет строить именно на этом общении.
«В целом большие популярные LLM-модели приемлемо отвечают на учебные запросы, если они касаются гуманитарных знаний общей школы и содержат общеизвестные факты или если это типичные задачи, а не что-то сильно узкоспециальное, — считает директор по разработке iSpring Андрей Приёмко. — У этих моделей достаточно знаний, поэтому „галлюцинаций“, грубых искажений фактов, будет мало». Проблемы с запросами к таким моделям могут начаться в отношении некоторых предметов (например, математики, истории) ближе к последним курсам университета. Но они касаются только моделей, которые никак не модифицировались — не дообучались.
Говоря о перспективах внедрения ИИ в образовательные продукты, в «Просвещении» отметили, что это долгий и поэтапный процесс. «В первую очередь мы преследуем несколько целей: поставить технологии ИИ на службу учителю, разгрузив его тем самым от рутинных задач. Во-вторых, мы стараемся внедрять новые форматы, которые сделают процесс обучения более интересным и увлекательным для ребенка», — говорят в издательстве. В любом случае, по мнению представителей «Просвещения», дальнейшее развитие и внедрение технологий ИИ в продукты издательства будет зависеть от результатов пилота.