TRANSCENDELIA |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-12-01 12:00 «Вхождение науки в масштабные исследования сознания» — ценное выступление нейрофизиолога и академика РАН Константина Анохина, вводящее в курс дела академических исследований сознания (V-я международная конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии», проходившая в Институте востоковедения РАН 11–12 ноября 2024). Оно навело меня на некоторые ностальгические воспоминания об альтернативной жизни, которую я когда-то не стал проживать. Где-то на 3 курсе клинической психологии в СПбГУ, по-моему в 2007 году, я написал курсовой проект по междисциплинарным исследованиям сознания, где упоминал многих современных авторов середины 2000-х, которые упоминаются и в данном выступлении. С одной стороны, мне жаль, что моя работа вызвала не столько поддержку, сколько игнор или испуг у преподавателей: мол, «исследовать сознание нельзя, можно это делать только на чём-то прикладном». При этом, справедливости ради, какую-то репутацию я этим трудом заработал. Но из-за якобы недопустимости темы сознания мой итоговый дипломный проект был посвящён «особенностям самосознания у больных психотической депрессией». Так сказать, тему «заземлили», — и, по сути, доделывал её я уже без радости, с тяжкими муками сопротивления, готовности всё бросить. Как следствие, и от аспирантуры в паре бифуркационных точек тоже отказался, почувствовав нездоровость этого пути для себя. Наверное, именно отсутствие институциональной поддержки меня как студента, достаточно свободно говорившего по-английски и оперировавшего современными базами зарубежных научных исследований (что в те годы для студентов и преподавателей было в диковинку), и поставило, собственно, крест на моих попытках профессионально, академически заниматься очаровавшей меня темой исследований сознания (consciousness studies). Я не встретил особого понимания, кроме как со стороны своего научного руководителя Людвига Иосифовича Вассермана, которому глубоко благодарен за поддержку (но его интересы лежали, разумеется, в прикладной плоскости, отсюда и тема моего диплома). Общая университетская среда тех лет, однако, не могла ни поддерживать, ни хотя бы распознать как значимые мои устремления в те годы. «Души прекрасные порывы», — и те робкие порывы мои были де-факто задушены. (Впоследствии, благодаря углублению знакомства с интегральным подходом и проблематикой философии науки и познания я, конечно, понял закономерность происшедшего. Там и тогда иного быть и не могло.) А ведь в своей рукописи о трансдисциплинарных исследованиях сознания я рассматривал не только трансдисциплинарные работы, но и интегральные модели сознания. Ссылался и на Франсиско Варелу, и на других исследователей, переписывался с Бернардом Баарсом, вёл академический интернет-проект исследований состояний сознания Altstates, собрал базу из всех основных книг и статей по сознанию на тот момент. Подчёркивал значимость методов 1-го и 3-го лица. Жаждал грызть гранит науки и перелопатить весь этот материал. Короче, я активно ссылался на всё то, что теперь, 17–18 лет спустя докатилось до русскоязычного академического мейнстрима на уровне РАН. [То, что ещё не докатилось, но, безусловно, докатится вскоре: это акцентирование значимости также и диалогических методов 2-го лица в исследовании сознания (конёк именно интегральной метапарадигмы Кена Уилбера в том, что он, опередив многих, выступил в авангарде и подчеркнул значимость всех трёх доменов знания в интегральном методологическом плюрализме, до взрослого использования которого пока что никто как следует и не дорос). Ну а далее будет уже более зрелое понимание роли мистико-духовных практик преображения сознания.] Это о ностальгическом для меня. А вот оптимизм внушает то, что мир — не набор простых стихийных событий: Космос упорядочен самоорганизацией и духовными смыслами. Вселенная XXI века — мир универсального интегрального эволюционизма (пусть ещё не все это осознали). Так что благодаря таинственной стройности мироздания мой собственный даймон повлёк меня из теоретизирований в исследования практикой — в работу с живыми, дышащими, разговаривающими людьми, носителями сознания, его множества уровней и состояний. Тысячи, тысячи часов индивидуальной работы с клиентами и ведения/соведения интегральных групп как раз и давали те самые редкие диалогические знания 2-го лица, которые едва ли доступны сугубо кабинетным учёным, поскольку они представляют собой вотчину state-specific sciences (состояние-специфических наук по Ч. Тарту), данные которых согенерируются только лишь в феноменологии и герменевтике переживания и тонко сонастроенного контакта. Если бы я остался кабинетным, литературным учёным, чьё взаимодействие с людьми ограничивается ЭЭГ/фМРТ, опросниками и критерием Стьюдента, если бы я был институционально поддержан в своих научных амбициях и талантах, то это, возможно, заперло бы меня в ограничениях теоретических умозрений, и я не прошёл и не продолжал бы проходить столь интенсивную школу жизни, связанную с преодолением порогов реальных переживаний в 1-м и 2-м лице, а не только лишь многоярусных острых концептуализаций в 3-м лице. Благодаря такому crash-курсу практических и этических исследований сознания, который пройден нами (ведь я в этом был не один) за 15 лет практической активности, я оказался хотя бы на чуточку более причастен к мудрости, страстям, состраданию и опыту более подлинных и искренних измерений бытия. (И без активной поддержки этих устремлений со стороны Тани, моего ангела-хранителя, партнёра и лидера многих начинаний, ничего бы подобного не происходило в таких масштабах и с такой интенсивностью.) Ещё я наконец-то пришёл к тому, что царицей наук является не математика (что я, впрочем, всегда понимал), а Философия. Без философской рефлексии мира и себя (дополненной, надо сказать, созерцательными практиками, позволяющими работать с несимволическими, недискурсивными измерениями переживания) невозможно выйти за пределы теоретических ограничений, накладываемых собственным неотрефлексированным менталитетом. Особенно если речь идёт о человеке, мире и Бытии. Не могу не отметить: да, мои студенческие интересы к передовому краю науки о сознании в середине 2000-х в чём-то опередили, если можно так выразиться, академический статус-кво в доступном мне в то время русскоязычном научном пространстве (хотя бы на уровне тех смыслов и работ, к которыми я хотел обращаться). То, что сейчас рассказывается на уровне академиков РАН, тогда вызывало недоумение и в лучшем случае игнор; сознание понималось в лучшем случае как нечто опосредованное языком (неязыковая природа сознавания игнорировалась). Я, однако, хочу подчеркнуть кое-что более важное: то, что говорит о сознании интегральная метатеория сознания, разрабатываемая Кеном Уилбером и его коллегами, а также теории, разрабатываемые смежными интегративными мыслителями-панпсихистами, опережает уже мировой академический авангард на пару десятилетий как минимум. И здесь ребром встаёт вопрос о философии науки. По идее наука — поиск достоверного знания. Но институционализированная наука как институт со своими нормами дискурса и социальных практик (парадигм по Т. Куну) неизменно плетётся позади систематических философских и вызванных экзистенциальной практикой построений. Получается, глубинная наука ? поверхностные научные институции. Сегодня ещё научная повестка в таких значимых для исследований сознания дисциплинах, как психиатрия и медицинская психотерапия, редактируется корпоративными интересами (например, фармацевтическими концернами, которым невыгодна немозгоцентричная модель сознания и которые тщательно отслеживают, чтобы гранты раздавались только на тенденциозно выбранные тематики). Получается, если вы хотите быть действительно на передовой волне сознания (и исследований этого сознания), вы вынуждены покинуть научный истеблишмент и быть как бы ему вопреки, пока он своей черепашьей скоростью не догонит умчавшегося вперёд авангардного Ахиллеса. Как-то так? Или всё же нет? Источник: www.pustoshkin.com Комментарии: |
|