Теория и практика детского психоанализа» Анны Фрейд

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-12-04 12:48

Психология

Анну Фрейд с полным правом называют основоположницей детского психоанализа, без которого сейчас немыслима психология. Всю жизнь занимаясь изучением психологии детей, младшая из дочерей Зигмунда Фрейда создала неофрейдистское направление в психологии, разработав множество практических методик.

Биография

Анна Фрейд стала шестым, самым младшим, ребёнком известного австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Родители дали ей отличное домашнее образование, её очень привлекали науки. Когда девочке было 13 лет, она вдумчиво и серьёзно поговорила с отцом о психоанализе. С этого момента Анна заинтересовалась данной областью психологии.
Окончив педагогический факультет венского университета, девушка пять лет отработала преподавателем в средней школе. Именно тогда молодая учительница поняла, что хочет заниматься исследованием проблем детской психологии. С 1918 года Анна была неизменным участником всех международных психоаналитических конгрессов.

После того как она при помощи отца изучила теорию, практику и технику психоанализа и самостоятельно провела психоаналитическое исследование, её признали членом Психоаналитического общества. Вскоре Анна получила от отца кольцо, похожее на то, что надевали мужчины-аналитики, которых он к себе приближал.

В 1923 году Анна Фрейд приступила к собственной практике по психоанализу. Центральными темами её исследования стали проблемы психоанализа детей и применение психоаналитических идей в педагогике, например, для исправления перекосов воспитания и обучения. В следующем году молодая женщина возглавила Венский психоаналитический институт и приступила к чтению в нём лекции по детскому психоанализу.

В 1938 году, когда в Австрию пришли фашистские оккупанты, Анна вместе с отцом уехала в Великобританию. До последнего мгновения она оставалась вместе с Фрейдом, помогала ему в тяжёлой болезни, была сиделкой и лучшей подругой. После смерти Фрейда Анна продолжила развитие психоаналитического учения и сделала всё для публикации собрания его сочинений.

Более 60 лет Анна Фрейд занималась практической и научной деятельностью в сфере психоанализа. За эти годы она выпустила большое количество книг, статей, лекций и докладов, посвящённых детской психологии. Скончалась Анна Фрейд в 1982 году в Великобритании. Ей было 86 лет.

Направление в работе

Анна Фрейд является основоположницей неофрейдистского направления в психологии, которое обозначается как эго-психология. От предшественников её отличало то, что они пытались раскрыть бессознательные причины, а Фрейд считала самым важным Эго — сознание человека. Свои выводы она делала, длительное время наблюдая за малышами, которых разлучили с родителями. Фрейд сумела доказать, что ребёнок может страдать не меньше любого взрослого. Она заметила, что младенцы, разлучённые с матерями, уже в первые дни жизни показывают признаки беспокойства.

По мнению психоаналитика, детский психоанализ требует специальной техники, так как ребёнок — это незрелое, несамостоятельное и незащищённое существо. Вследствие этого он не чувствует у себя никаких отклонений и не осознаёт, что болеет. Для детского психоанализа требуется более длительный подготовительный период, во время которого выполняется подготовка ребёнка для анализа (понимание своей болезни, проявление доверия, согласие на обследование).

По убеждению Фрейд, главное, что требуется от аналитика, работающего с детьми, — заботливое отношение к своим пациентам, участие.

Процесс развития

Психоаналитик Анна Фрейд представляет развитие детей как постоянный видоизменяющийся процесс естественной социализации ребёнка, когда принцип удовольствия постепенно заменяется принципом реальности. Младенец руководствуется только принципом удовольствия, вся его жизнь подчинена выполнению его потребностей. Для этого ему обязательно необходима мама. Фрейд пришла к выводу, что психическое здоровье ребёнка в будущем сильно зависит от того, насколько его Эго может перенести лишения, то есть справиться с неудовольствием.

Некоторые дети не выносят никаких ограничений и невыполнения желаний, реагирую в ответ вспышками гнева, криками и плачем. Другие могут спокойно заменить невыполнимую потребность другой. Такие установки появляются в совсем юном возрасте и остаются на всю жизнь.

Анна Фрейд считает, что, пока ребёнок не может справиться со своими желаниями, он незрелый. Естественные проявления жадности, гнева, раздражения, эгоизма говорят об асоциальности. Нормальный человек должен постепенно переходить от детского эгоцентризма и эгоизма к способности контролировать свои желания и удовлетворять их самостоятельно. Иными словами, принцип удовольствия сменяется принципом реальности.

Важнейшую роль в подобном процессе занимают защитные механизмы психики, обеспечивающие социализацию. Ребёнок полностью социализируется, когда формируется эффективное «Сверх-Я». Кроме того что теперь он исполняет моральные требования социума, он ещё и признаёт себя его представителем. При этом ребёнок ещё долгое время будет ждать поддержку и опеку от взрослых (родителей, учителей). «Сверх-Я» способно с лёгкостью потеряться из-за больших переживаний или разочарований.

Согласно Анне Фрейд, развитие происходит путём перерождения детских бессознательных, личных желаний в социально подходящие конструкции и формирование «Сверх-Я» за счёт Эго и механизмов, защищающих психику.

Линии развития

Анна Фрейд предлагает не представлять развитие человека в виде точной хронологической ленты событий, а выделять линии и тенденции в развитии. Подобных линий может быть сколько угодно в зависимости от того, какая сфера рассматривается:

линии телесной независимости — от сосания к обычной еде, от пелёнок к контролированию естественных отправлений, от неумения обслуживать себя до появления ответственности по уходу за телом;

линии формирования социальных отношений — от эгоцентричности до дружбы либо партнёрства, от тела до игр, от игр до работы.

Каждая следующая фаза развития ребёнка формируется после того, как разрешится конфликт между внутренними непроизвольными желаниями и ограничениями социума. На этом этапе требуется выявить не только уровень развития, который имеется у ребёнка на соответствующей линии, но и взаимосвязи между линиями.

Механизмы защиты

Для Анны Фрейд развитие личности ребёнка происходит в соединении с процессом развития Эго. Важно, чтобы, развиваясь, ребёнок мог адаптироваться к условиям существования, имеющим тенденцию регулярно меняться. Приспособиться к условиям среды помогают защитные механизмы психики. Эго пользуется ими для того, чтобы менять внутренние желания в зависимости от требований среды общения и социума.

При помощи этих защит инстинкты любви и ненависти дифференцируются в разные чувства. Инстинкт ненависти разделяется на такие чувства, как злость, раздражение, зависть, ревность. Любовь может выражаться в виде уважения, восхищения, понимания, сочувствия.

Психологической защитой называют действия человеческой психики, которые призваны сделать всё, чтобы избежать негативных ситуаций. Например, человек, имея какой-то недостаток, пытается его компенсировать достоинствами и победами. Так, слабый, больной ребёнок начинает заниматься спортом и становится победителем соревнований.

По мнению Анны Фрейд, задача опытного психоаналитика — уделять особое внимание защитным функциям Эго, присутствующим в ассоциациях человека. Эго-психология построена на исследовании того, как человек привыкает к социуму в настоящем, изменяя существующие способы взаимодействия с этим социумом.

Детский психоанализ

Анна Фрейд вместе с Мелани Кляйн считаются основоположниками детского психоанализа. Между двумя известными психологами возникали споры по принципиальным вопросам. Суть их противостояния заключалась в разном представлении Фрейд и Кляйн о фазах становления структуры детской психики.

По мнению Анны Фрейд, анализ личности ребёнка следует проводить только в том случае, если присутствует психопатологический симптом. Ребёнок должен быть заинтересован в исследовании и проявить желание участвовать в нём. Только в этом случае терапия будет проходить нормально.

Мелани Кляйн выступала за то, чтобы анализировать поведение детей даже без ярко выраженных симптомов. По её мнению, ребёнок может участвовать в аналитическом взаимодействии без подготовки, а решение о проведении анализа принимается родителями.

Анна Фрейд оказалась достойным продолжателем дела своего отца и внесла огромный вклад в развитие психоанализа. Её можно с полным правом назвать родоначальницей эго-психологии и создателем теории психической защиты. Эти понятия нашли достойное место в большинстве областей современной психиатрии.


Источник: www.b17.ru

Комментарии: