ПСИХОАНАЛИЗ НА КУХНЕ ИЛИ КАК НЕ ПЕРЕПУТАТЬ ЗАВТРАК С ТЕРАПИЕЙ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-12-02 13:15

Психология

В последнее время всё чаще можно наблюдать чрезмерную психологизацию общения с маленькими детьми, а также взрослыми. Это становится особенно заметно, когда эмоциональные реакции требуют более естественного и искреннего подхода.

Например, ребёнок кричит: «Не пойду в больницу!». Мама (или папа) отвечает: «Ты не хочешь идти в больницу, я понимаю. У тебя были свои планы, а мама тебя просит сходить к врачу. Наверное, я бы негодовала или даже злилась. Кстати, злость – это абсолютно нормальное чувство, особенно в такой ситуации. Все наши чувства нужные и важные. Знай, что у мамы достаточно пространства, чтобы принять все твои переживания. Также очень важно говорить о своих желаниях и нежеланиях, чтобы люди тебя слышали и понимали. Мы стараемся уважать чувства и желания друг друга. Теперь, когда ты это понимаешь, я готова тебя внимательно выслушать». Ребёнок в ответ: «Не пойду! Отстань! Аааааа!».

Такое нарочитое использование клишированного психологического языка может быть формой избегания и отстранения от подлинных чувств и контакта. Так как столкновение с живыми и настоящими эмоциями может быть очень пугающим, они оборачиваются во множество словесных оболочек, которые уплощают, скрывают и подавляют истинные переживания. В результате это скорее отдаляет, чем сближает. В некоторых случаях это может быть вариантом гиперкомпенсации: «Я говорю всё правильно, на психологийском, я молодец, а ты нет».

В этой ситуации можно понять детей, которые, слыша подобные фразы регулярно, начинают раздражаться, злиться, протестовать и просят немедленно прекратить эти речи. Также можно понять взрослых, вопиющих: «Хватит психологии, поговори со мной по-человечески!». Они ищут искренности и простоты в общении, а не сложных психологических концепций, которые могут казаться далёкими от их реального опыта. Это также касается пациентов (клиентов).

Я считаю важным, чтобы психологические знания не подменяли и не уничтожали естественность общения с близкими, а дополняли и органично встраивались в него по необходимости. Не будем забывать, что и в кабинете, и в терапевтической группе создаётся специальная, отчасти искусственная ситуация взаимодействия, необходимая для достижения терапевтических целей. К сожалению, из-за проблем с границами и пониманием контекстов некоторые люди устраивают гештальт-тренинг на ровном месте: на кухне с близкими, на работе с коллегами, в магазине с продавцом, а то и всю жизнь превращают в гештальт-терапию (против которой, как таковой, я ничего не имею). Примечательно, что многие из этих людей, возможно, не осознают, что такая форма общения может быть неуместной и вызывать сопротивление у окружающих.

Важно, что терапия далеко не ограничивается обучением правильным словам. Без изменений на эмоциональном уровне, уровне внутренних моделей отношений и бессознательного, слова могут оставаться лишь шелухой – правильными, но мёртвыми звуками, лишёнными глубины и подлинности.

Безусловно, психологическая грамотность – это замечательно. Однако она становится действительно ценной только в том случае, если источники для просвещения являются адекватными, а приобретённые знания применяются умеренно и уместно. В конечном итоге, истинная связь и понимание между людьми строятся на основе искренности, любви, уважения, спонтанности, а не постоянном использовании готовых формул и клише.


Источник: vk.com

Комментарии: