Орозирий. Рост гор и возникновение эукариот

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Орозирийский период или орозирий - это третий период палеопротерозойской эры, который начался 2,05 миллиарда лет назад и закончился 1,8 миллиарда лет назад. На русский язык название периода можно перевести как "горный хребет". Название достаточно прозрачное и прямо указывает на то, что во времена данного периода происходило активное горообразование. Причём происходило оно весьма активно на всех существующих тогда континентах. А их было немало. Причём все были такого небольшого размера, что вполне заслуживали название микро-континентов. В приэкваториальной Фенносарматии полезли вверх Скандинавские горы (современный южный участок), а в Скифии - Донецкий кряж. В близкой и такой же приэкваториальной Ангариде начали расти горы современной Восточной Сибири. Активно горы образовывались на тех древних участках земной коры, что сейчас составляют юг Африки (тогда находился где-то в районе современной Камчатки), окраины австралийского континента (он был значительно севернее, чем сейчас), северо-восток Южной Америки и почти всю Восточную Антарктиду.

А где-то в районе современной канадской провинции Квебек и вовсе столкнулись и подняли вверх горы аж девять микро-континентов, образовав уже что-то приличное по размерам - континент Лаврентию. Собственно говоря, начал формироваться очередной супер-континент планеты - Колумбии, максимальная "сборка" которого пришлась как раз на самый конец орозирия. Стоит, конечно, отметить, что Колумбия так никогда и не стала почти единым материковым массивом, как, к примеру, карбоно-триасовая Пангея, а оставалась архипелагом близко расположенных друг к другу весьма крупных островов (та же Лаврентия превышала размерами современную Антарктиду). А в узких проливах между этими островами уже возникли первые срединно-океанические хребты. Возникновение и поглощение океанической коры стало упорядоченным.

Большинство учёных сейчас считают, что такие масштабные тектонические процессы возникли не просто так, а в результате какого-то воздействия. Небезуспешно в этом подозреваются творцы двух очень крупных астроблем (следов падения метеоритов) в Канаде и Южной Африке. Канадский астероид в Садбери породил кратер в 250 км в поперечнике и снабдил Канаду и США на долгие годы медно-никелевыми рудами. Южноафриканский кратер Вредефорт был уже 300 км. Его автор считается "поставщиком" для ЮАР и рядом расположенных стран залежей золота и алмазов. Каждый из этих метеоритов, к слову, минимум в два раза превосходил размерами тот, что вызвал появление Чиксулубской астроблемы, и сильно поспособствовал вымиранию динозавров.

Несмотря на летящие с неба огромные металло-каменюки, жизнь на планете продолжала развиваться. Опомнившись после последствий Гуронского оледенения фотосинтезирующие цианобактерии с удвоенной силой начали поставлять в атмосферу и гидросферу Земли свободный кислород. Сначала он окончательно осадил на дно морское в виде окислов почти все соединения серы, железа и многих прочих растворённых в воде веществ. Этим, кстати, сделал большое доброе дело для будущего человечества, "приготовив" ему огромные залежи железных и прочих руд, основы которых составляют окислы. Так, огромная по залежам железной руды Курская магнитная аномалия - это всего-навсего дно мелководного моря между микро-континентами Фенносарматией, Скифией и Волгоуралией, на котором миллионами лет осаждалось из воды железо.

Затем цианобактерии наполнили мир кислородом настолько, что не могли не возникнуть организмы, которым кислорода, в связи с более сложным строением и более крупными энергозатратами, требовалось намного больше. Этими организмами стали одноклеточные эукариоты. В отличии от предыдущих, крайне просто устроенных, живых обитателей планеты, эукариоты имели весьма сложное внутреннее строение. У прокариот (ранее все они относились к бактериям) всё просто: клеточная мембрана, цитоплазма внутри, да в этой цитоплазме генетический аппарат (бактериальная хромосома в безоболочечном нуклеотиде и внехромосомные плазмиды), да рибосомы, отвечающие за синтез необходимых белков. Самые продвинутые из бактерий - цианобактерии - ещё и зёрна хлорофилла имеют, для осуществления фотосинтеза.

Эукариотические клетки устроены намного сложнее. Под их клеточной мембраной (которая ещё и клеточной стенкой бывает прикрыта) располагаются многочисленные органоиды/органеллы (всё равно, что органы внутри организма). Они бывают немембранными и мембранными. К первым относятся потомки обычных белковых тяжей в цитоплазме прокариот (аппарат Гольджи, эндоплазматическая сеть), которые у эукариот знатно проэволюционировали. Вторые (ядро (хранилище генетической информации), митохондрии, пластиды) - имеют собственные мембраны внутри клетки и собственный же генетический аппарат. В цитоплазме каких-то следов генетического аппарата не наблюдается. Он полностью сосредоточен в мембранных органеллах. А уж в митоходриях и пластидах, так и вовсе независим от "основного".

Эукариотические клетки намного крупнее прокариотических (в 10-1000 раз) и намного более сложно устроены, как морфологически, так и биохимически. Биохимические следы эукариот (стерины, к примеру) находят в отложениях, датируемых ещё риасием. Но точно подтверждённые эукариоты появляются только в самом конце орозирия, когда кислорода в атмосфере стало достаточно для их деятельности. Наиболее распространенной версией появления эукариот стала симбиотическая, тем более, что она подтверждается последними исследованиями. А версия эта гласит, что эукариоты вышли из архей (это организмы, похожие строением на бактерий, но сильно отличающиеся от них биохимически).

Археи в плане биохимии действительно очень близки к эукариотам и далеки от бактерий. К сожалению, археи очень плохо поддаются разведению в искусственных условиях, поэтому о них известно крайне мало. Но, скорее всего, эукариоты действительно позаимствовали в начале своей эволюции крупную клетку архей, а также их плазматическую мембрану и цитоплазму, вместе со всеми биохимическими особенностями. На какой-то стадии развития крупная архейная анаэробная клетка опутала своими внешними выростами несколько кислородпотребляющих бактерий. Мембраны внешних выростов почти растворились в цитоплазме, позже будучи окружёнными новой оболочкой, превратившись во внутриклеточные эндоплазматический ретикулум и аппарат Гольджи, а окружённые ими бактерии превратились в клеточные органоиды - митохондрии и пластиды.

Окружённые, поглощённые и включённые в работу органоиды сохранили тем не менее свою "бактериальную" независимость, до сих пор имея свой собственный генетический аппарат. Свою "личную" ДНК имеют как митохондрии, производящие энергию, так и хлоропласты, включённые в клетки Хромист, Протист и Растений, как фотосинтезирующие, то есть производящие "на ровном месте" органические вещества из неорганических. Первые орозирийские эукариоты не были ни растениями, ни животными, ни грибами, а объединяли в своих одноклеточных организмов черты их всех сразу.

ИЛЛЮСТРАЦИИ.

1. Древние-древние горы принца Чарльза в Восточной Антарктиде.

2. Подобные появились ещё в палеопротерозое.

3. Каменюка летит.

4. Разработки бывшего дна протерозойского моря.

5. Цианобактерии, переполненные хлорофиллом.

6. Клетка эукариот (строение).

7. Не путайте!.

8. Это животная клетка. Таких особенностей в орозирии ещё не было.

ИСТОЧНИК: https://dzen.ru/a/Zf6IHtGYCCO6rhqm


Источник: dzen.ru

Комментарии: