Общее у науки и кашмирского шиваизма

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


ОБЩЕЕ У НАУКИ И КАШМИРСКОГО ШИВАИЗМА. Кашмирский шиваизм, включая тантрический, говорит следующее. Основа мироздания, изначальная реальность - переживающий принцип, сознание. Если есть переживающий принцип, то будет и когнитивный процесс, то есть акт восприятия, переживания, и будут объекты восприятия, переживаемое. Если нет переживающего, то нет и вселенной, потому что некому будет зарегистрировать существование вселенной. Шива - это вселенский переживающий принцип, всё остальное - это продукты силы этого принципа, эту силу именуют Шакти. Можно сказать, что материя - это сгустившаяся энергия а энергия - это проявившееся сознание. Есть ли какие-либо современные науки, теория которых близка к чему-либо из воззрения кашмирского шиваизма?

Да, некоторые современные научные теории и направления исследований можно рассматривать как имеющие сходство с воззрениями кашмирского шиваизма, особенно в философско-метафизическом смысле. Вот несколько примеров:

1. Квантовая физика

• Единство наблюдателя и наблюдаемого: В квантовой механике принцип неопределённости Гейзенберга и эксперименты с квантовой запутанностью показывают, что процесс наблюдения влияет на результаты измерения. Это напоминает идею кашмирского шиваизма о том, что сознание (переживающий принцип) играет фундаментальную роль в существовании воспринимаемого мира.

• Энергия и материя: Современная физика утверждает, что материя и энергия взаимопревращаемы (E=mc?). Это похоже на шиваитскую концепцию материи как "сгущённой" энергии, а энергии — как проявления сознания (Шакти).

________________________________________

2. Философия сознания и когнитивные науки

• Панпсихизм: Некоторые современные философы сознания, такие как Дэвид Чалмерс и Гален Стросон, утверждают, что сознание является фундаментальной чертой реальности, подобно пространству или времени. Панпсихизм рассматривает сознание как нечто универсальное, что перекликается с идеей Шивы как универсального переживающего принципа.

• Интегративная информационная теория (IIT): Эта теория предлагает, что сознание возникает из интеграции информации и может быть свойством сложных систем. В кашмирском шиваизме Шакти (творческая энергия) формирует всю вселенную через сложные взаимодействия, что можно условно сопоставить с информационными процессами.

________________________________________

3. Теория большого взрыва и космология

• Сингулярность: Теория большого взрыва предполагает, что вселенная возникла из состояния бесконечно плотной энергии и пространства. Это состояние напоминает "Парамешвару" (высшего Шиву), из которого, согласно кашмирскому шиваизму, возникает вся вселенная.

• Эволюция вселенной: Современные космологические модели рассматривают вселенную как динамическую систему, развивающуюся из единого начала, что перекликается с идеей вселенной как проявления творческой энергии Шакти.

________________________________________

4. Нейронауки и холистические модели

• Нейропластичность: Современные исследования мозга показывают, что его структура изменяется в зависимости от опыта и восприятия. Это напоминает шиваитскую идею о том, что сознание, будучи активным переживающим принципом, творит и изменяет реальность.

• Холизм: Некоторые направления нейронаук и психологии предполагают, что сознание нельзя редуцировать только к физическим процессам мозга, что согласуется с тантрическим утверждением о приоритете сознания над материей.

________________________________________

5. Теория информации и симуляция реальности

• Реальность как информационная структура: В некоторых подходах (например, гипотеза цифровой физики) утверждается, что реальность может быть интерпретирована как информационный процесс. Это имеет параллели с идеей, что Шакти "ткёт" реальность, как паук плетёт паутину, создавая её из самого себя.

• Симуляционная гипотеза: Идея, что вселенная является симуляцией, в некотором смысле аналогична концепции кашмирского шиваизма, где весь мир — это "игра" сознания (лила), проявление его творческой энергии.

________________________________________

6. Системная биология и эволюционные теории

• Сложность и самоорганизация: Современные науки изучают, как сложные системы (например, живые организмы) самоорганизуются из простых элементов. Это можно сравнить с идеей, что Шакти создаёт сложную реальность через свои творческие процессы.

• Эмерджентность: Принцип эмерджентности — что сложные свойства системы не сводимы к её частям — можно соотнести с идеей, что вселенная как целое является проявлением сознания и энергии.

________________________________________

7. Фрактальная геометрия и теория хаоса

• Фрактальность: Кашмирский шиваизм утверждает, что каждая часть мироздания содержит отражение целого. Фрактальная геометрия показывает, что подобные структуры повторяются на разных масштабах. Это метафорически напоминает игру Шивы и Шакти, создающих вселенную как отражение самих себя.

• Динамический порядок: Теория хаоса описывает, как упорядоченные системы возникают из хаотического поведения. Это резонирует с идеей, что космический порядок (Рита) возникает из творческой энергии Шакти.

________________________________________

Хотя наука и кашмирский шиваизм используют разные подходы, они иногда приходят к схожим выводам о единстве реальности, важности наблюдателя и связи между сознанием и материей. Это делает кашмирский шиваизм интересным предметом для интерпретации через призму современных научных теорий.


Источник: vk.com

Комментарии: