Образ расы тиранид из художественно-игровой вселенной warhammer 40 000 с точки зрения аналитической психологии |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-12-12 22:02 (С удивлением обнаружил, что убрали возможность добавлять статьи. ШТОШ, добавляю так. ВНИМАНИЕ!!! Многа букаф!) ВВЕДЕНИЕ Вселенная Вархаммер, можно сказать, пользуется довольно большой популярностью. Даже довольно далекий от настольных игр и вахи человек, краем уха да слышал о ней. Можно долго спорить о том, насколько эта вселенная жизнеспособна, насколько реалистично даже с точки зрения научной фантастики все то, что в ней отражено и показано, но факт остаётся фактом, что образы этой вселенной просачиваются в массовую культуру и фольклор. Чем обусловлена такая популярность? Возможно тем, что в основу вселенной положены образы и символы, которые отсылают нас к глубинным слоям психики, к Архетипам, глубинным древним психическим структурам, которые были унаследованы человечеством от миллионов поколений Предков. Эти структуры представляют собой совокупность мыслей чувств, представлений и переживаний, которые концентрируются вокруг какого-то образа или идеи. Например, образа Матери, Отца, Героя, Врага и т.д. Эти образы узнаются в фигурах того же Бога-Императора Человечества, в самом Империуме, в Примархах, которых можно приравнять к Апостолам и великим героям мифов, легенд и сказаний, в четырех богах Хаоса, и самой идее Хаоса, Имматериума как первостихии, чья концепция отсылает нас к учению о бессознательных импульсах по Шопенгауэру, Фрейду, Юнгу и т.д. Не говоря уже о скрытых отсылках и аллюзиях на значимые исторические события, которые находят в сердце каждого живой отклик. Вполне возможно даже сделать такой вывод, что Вархаммер 40000 представляет собою иллюстрацию, отражение нашей жизни, мира, в котором мы живем. Эта вселенная отражает наши страхи, наши переживания, надежды и тревоги, которые порождает как действительность с её многочисленными вызовами и мрачным трагизмом, так и наша внутренняя реальность, которая связана с нею неразрывными нитями. И все это воплощается в ярких, запоминающихся и насыщенных образов мрачной фэнтезийно-фантастической вселенной далекого будущего. ОБРАЗЫ. ТИРАНИДЫ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ФРАКЦИИ. Одним из многочисленных образов, которыми так богата вселенная Вархаммер, являются тираниды. Жуткая, загадочная раса полурептилий-полунасекомых, обладающих коллективным разумом, наподобие роя, которые движимы лишь одним инстинктом — голодом. Образ тиранид отсылает к известным научно-фантастическим вселенным, таким как "Звездный десант", "Чужой", а так же мифологии Лавкрафта с его могущественными существами, пришедшими из глубин космических бездн, бесконечно чуждых всей известной галактике. Судя по описанию расы, происхождение их неизвестно. Флафф-библия и статьи в посвященной Вселенной энциклопедии говорят о том, что появились они внезапно, наподобие налетевшей с далеких берегов бури. Огромные живые корабли появились в космических пространствах обитаемых миров из неведомых глубин космоса, и движимы они лишь одним желанием — есть, пожирать. Никому неизвестно, как им удалось преодолеть огромные пространства холодного негостеприимного космоса, как им удалось выжить. Никому неизвестно, что именно, какая сила привела их во Вселенную. Возможно, тот же голод, потому что они уже пожрали все то, что было в их родных мирах. Возможно, они сами спасаются от угрозы куда более кошмарной, чем они сами (будь то некая космическая катастрофа, или даже другие твари, куда более сильные и страшные, чем тираниды). Но в одном все разумные расы, в отношении тиранид, сходятся совершенно — над Вселенной нависла экзистенциальная угроза. В лице этих существ появился противник, которого не разжалобить, не задобрить, не запугать. Он несет гибель любой живой системе, тем более любой цивилизации. Этот противник действует, подчиняясь коллективному разуму, наподобие разума роя насекомых. Этот разум абсолютно чужд любой известной цивилизации, и даже силы демонов Хаоса неспособны подчинить его, и им остается только одно — сражаться насмерть, потому что друг для друга они представляют собой экзистенциальную угрозу. Если цель Хаоса — подчинить и пожрать души живых и разумных существ, напитываясь эманациями и тонкими энергиями, излучаемыми живыми разумными существами (например, эмоциями), то цель тиранид — сожрать биоту, органику, которая, в том числе, производит те энергии, на которых пируют порождения тонких миров Хаоса (или Варпа, или Имматериума, или Эмпиреев). Таким образом, это порождает непримиримую и яростную борьбу между двумя хищниками, на кону которой стоит кормовая база, а следовательно, и выживание. Хаос ничего не может сделать тиранидам, потому что их коллективный, ульевой разум не дает порождениям Хаоса ни за что уцепиться — звери не испытывают сомнений и страха. А тонкая эфирная материя, из которой сотканы демоны и твари Варпа абсолютно бесполезна для целей Великого Пожирателя, как называют тиранид обитатели Галактики. Можно предположить, что тираниды и Хаос представляют собой две грани одной древней, могущественной, непреодолимой силы, при этом, вынужденные вечно и яростно сражаться между собой за добычу и, соответственно, за само свое выживание. Но это схватка двух хищников, в то время как остальные разумные расы и существа сражаются за то, чтобы просто не стать кормом. Одна из ключевых способностей тиранид заключается в том, что мир, который был выбран ими в качестве добычи, попавший в зону их внимания и досягаемости, накрывает тень. Так называется облако безмолвия и помех, которые выводят из строя все средства связи планеты. Эта тень представляет собой что-то вроде ментального импульса, который приводит к росту тревоги, страхов, безнадежности и апатии среди населения мира-добычи. Поскольку в мире Вархаммера огромную роль играет взаимодействия с тонкими реальностями, с тонкими энергетическими пространствами, при помощи которых передается информация и осуществляются космические путешествия, то распространяемая тиранидами тень буквально отсекает мир-добычу от возможности получать снабжение и подкрепление, да и даже элементарно послать сигнал бедствия и запросить помощь. Взаимодействие с тонкими мирами осуществляют сверхчувствительные люди, астропаты, псионики, способные ощущать то, что происходит за завесой материального мира и реальности и взаимодействовать с тонкими энергиями. И они получают самый сокрушительный ментальный удар, который рвет в клочья их сознание и сводит с ума, наполняя видениями ужаса и абсолютно противного человеческому разуму сознания коллективного разума Великого Пожирателя, наполненного чудовищным голодом и ужасающими образами. Тираниды представляют собой совершенные биологические организмы, действующие как единое целое, подчиняющиеся незримым командам коллективного ульевого разума, способные эволюционировать, меняться и совершенствоваться в соответствии с целями, задачами и необходимостью. Каждый организм — часть огромного, невообразимо огромного единого целого, с четко прописанными на уровне инстинктов задачами и целями, ради осуществления которых он и живет. Такого врага невозможно победить в привычном смысле этого слова. Его можно либо уничтожить, либо… быть им поглощенным. ТРАКТОВКИ Вселенная Вархаммер является произведением искусства. Массового искусства. Следовательно, и образы, которыми она наполнена, можно рассматривать как некие символы, которые отражают одну из граней уже нашего бытия, бытия тех, кто с этим искусством соприкасается, и кто его творит. Следовательно, и образ расы тиранид можно рассмотреть как некий образ, который, как вариант, отражает психическую реальность. Предлагаем рассмотреть этот образ с точки зрения аналитической психологии, разработанной Карлом Густавом Юнгом. Согласно Юнгу, психика человека состоит из того, что можно отнести к области сознания — например, наши сознательные представления о нас самих (Эго); наше реноме, то есть то, какими мы бы хотели выглядеть в глазах окружающих, то, какие роли в социуме мы играем (Персона), то, что мы предъявляем другим людям. А дальше, за пределами сознания находится область, полная образов, мыслей, чувств, представлений, которые мы бы хотели скрыть от других, от самих себя, или же, даже просто о ней не догадываемся. Эта область называется бессознательным. Та часть бессознательного, которая связана с индивидом, например, то, чего он/она не знает, не видит, не хочет знать и/или видеть в себе, согласно теории Юнга, называется Тенью. В ней содержится как импульсы, желания, мысли, которые неприемлемы для самого индивида, так и осуждаются обществом. Юнг, так же, отмечал, что в Тени содержится и огромный запас энергии, вдохновения, идей и подсказок, которые могут помочь в реализации целей, задуманного и творческого решения текущих задач. Там содержится не только плохое, которое мы в себе не признаём и не хотим признавать, но и то хорошее, в наличии которого в нас, мы себе отказываем. Дальше следуют глубинные слои, недосягаемые и темные, где содержится жизненный опыт миллионов поколений, всего человечества как целого, коллективное бессознательное. И, похоже, именно концепцией бессознательного и коллективного бессознательного вдохновлена идея Эмпиреев, или Варп-пространства, которое дает силу и помогает в космических путешествиях, передаче информации и даже в насущных делах и войнах. Естественно, сила Эмпиреев может помочь, но если воля человека слаба, он легко может стать добычей обитателей Варпа. Точно так же слабое Эго может стать добычей бессознательного и комплексов, которые подпитываются энергией Архетипов, коим человечество дало образы богов, духов и демонов. Что же касается самих тиранид, то можем предложить несколько трактовок их образа с точки зрения аналитической психологии. • Образ ненасытного голода. Тираниды воплощают собой образ ненасытного голода, слепого инстинкта безудержного поглощения. Они до голого камня обгладывают мир-добычу, заботясь только о своем инстинкте, размножаясь только ради того, чтобы пожрать еще больше, утолить еще более жестокий голод. И можно сказать, что в глубинах человеческой психики живет точно такой же голодный зверь, который стремится исключительно к тому, чтобы утолить свои инстинкты. И этот зверь пугает человека, точнее ту разумную и рациональную его часть, которую он приобрел относительно недавно, отвоевав ее у затопленных тьмой пространств бессознательного. Победа этого зверя означает распад личности, полную дезинтеграцию, что для Эго — худший кошмар; • Образ слияния. Вытекает из первого и второго и означает растворение индивидуальности. Эго тонет в океане бессознательного, где подобно рою тиранид, его разрывают на части комплексы и слепые инстинктивные силы, превращая человека в тень самого себя. Страх распада личности столь же силён как и страх одиночества, отвержения, что вызывает внутри человека жесточайший конфликт. С одной стороны, отказ от личности означает отсутствие бремени конфликтов, пребывание в Золотом Веке бессознательного, отсутствие бремени ответственности за последствия личного выбора. Избегание боли ошибок. И, кроме того, это сладкое чувство слияния. С другой стороны — это страх потерять себя, потерять своё Я, потерять то, что делает индивида индивидом. Это как смерть. А, ведь, смысл и заключается в том, чтобы отыскать баланс между личным и коллективном, найти опору в обеих частях, быть и личностью, и частью чего-то большего, какой-то целостности. Слепое подчинение инстинкту (или следование моде, трендам, культу потребления, который, как раз и дразнит вечно голодного зверя), ведет к полной потере самого себя. Это страх поглощения темными инстинктивными силами. Он актуализируется особенно в современном мире с его размытыми границами и, в некоторых случаях, с пропагандируемыми идеями вседозволенности и потакания даже деструктивным слабостям под личиной гуманизма и человеколюбия. Страх аннигиляции Я, потонувшего в импульсах слепого инстинкта. • Образ Тени. Тень цивилизации — варварство. Тень порядка — хаос. Тень рацио — иррациональное. Если сознание человека, его повседневный образ может быть соотнесен с Империумом Человечества и цивилизациями разумных рас Вселенной, которые опираются на рациональное, на какой-никакой закон, пусть даже это закон Хаоса, закон демонов, то тираниды отражают полную свободу от уз сознания. И пусть это даже своего рода разум, но подчиняется он слепому инстинкту, неутолимому голоду, который является единственным, ничем не ограниченным влечением. Юнг и его, последователи в своих работах говорили о том, что Тень может проявляться в снах, воображении и творчестве как ужасающая фигура, фигура преследующего хищника, зверя. Все то, что противоположно образу "цивилизованного" и "человека". И этот образ внушает неподдельный страх и отвращение. Но, с точки зрения той же аналитической психологии, способом, который может помочь преодолеть этот конфликт является следующее — смело пойти ей навстречу. Позволить ей проявиться, дать ей слово. Естественно, в рамках дозволенного, потому что интеграция Тени не означает слепое подчинение ей и потакание. Это будет означать капитуляцию и гибель ваших "Сил Планетарной Обороны", если можно так выразиться. А следовательно, распад личности. ВЫВОДЫ Образ тиранид как части художественно-игровой вселенной Вархаммер, отражает обезличенные инстинктивные импульсы, грозящие поглотить сознание и разум. Этот образ, один из многих, наиболее ярко отражает глубинные Теневые импульсы, унаследованные человеком от животных предков, и перед которыми сознательное Эго испытывает неподдельный ужас. С точки зрения аналитической психологии К. Г. Юнга, теневые импульсы представляют собой, тем не менее, двойственную структуру, которая, с одной стороны, содержит как то, что не должно быть проявлено, так и зерна будущего роста и развития личности, энергию, которая личность может получить для своего становления, или индивидуации. И для того, чтобы добраться до этого сокровища, нужно преодолеть свой страх перед Тенью, пойти ей навстречу, при этом оставшись хозяином в своем доме, не давая Тени овладеть собой. Соблюсти тот самый баланс единства и борьбы противоположностей. И образ тиранид, как раз призван подчеркнуть серьёзность опасностей, с которыми личность столкнётся на пути своего становления. ИСТОЧНИКИ 1. Warhammer 40 000. Тираниды (статья в фанатской энциклопедии) 2. Белинская, Е. П. Конструирование идентичности в неопределенности / Е. П. Белинская // Личность в пространстве и времени. – 2015. – № 5. – С. 26-31. – EDN UXMBRB. 3. Марцинковская Т.Д. Современная психология – вызовы транзитивности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг). 4. Самуэлс Э. Юнr и постъюнrианцы. Курс юнrианскoro психоанализа. Пер. с анrл. — М.: ЧеРо, 1997. — 416 с. 5. Юнг К. Г.. Символическая жизнь. Пер. с англ. — Москва : Cogito centre, 2010. — 324 с. Источник: psystudy.ru Комментарии: |
|