О возможности философии быть самостоятельной наукой

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Выделение видов оснований позволяет нам ответить на вопрос о том, как же возможна философия в смысле самостоятельной науки, которая имеет свой собственный предмет и тем не менее принципиально отличается от естествознания.

В рамках всякой науки предполагается познавать некие законы. Закон же представляет собой необходимое и всеобщее (для чего-то) отношение основания и следствия. В таком случае законы могут иметь силу не только в сфере естествознания (эти законы суть только законы каузального основания), но и в иных.

Философия является наукой, которая занимается законами познания и законами бытия, то есть законами теоретических и онтологических оснований. Особенность философской науки состоит в том, что в отличие от иных дисциплин она занимается сразу двумя видами законов. Эта двоякость предмета философии совершенно не случайна и не представляет собой результат нашего произвольного ее определения. Философию нельзя разделить на две отдельных науки и положить их рядом, они вс? равно будут находиться в обязательном методологическом единстве. Мы не можем удовлетвориться независимым рассмотрением познания и бытия, а всегда должны их связывать.

Структурно в философии, правда, выделяются разделы, которые прямо соответствуют этим двум предметам. С одной стороны, в составе философии присутствует гносеология как дисциплина, изучающая именно познание. Также она сегодня может именоваться эпистемологией или теорией познания. С другой стороны, в составе философии также присутствует онтология как специальный предмет о бытии. Гносеология, таким образом, изучает теоретические законы, а онтология - субстанциальные. Это разделение имеет преимущественно дидактическое значение, важное для разделения обучения философии. Отделять эти два предмета в собственном размышлении, рассматривать их отвлеченно друг от друга бывает порой удобно в качестве отдельного этапа философского исследования, но вс? же мы всегда должны возвращаться к их единству.

Например, мы утверждаем, что мы не можем познать какими на самом деле свойствами обладают физические предметы, поскольку мы всегда ощущаем не их сами, а только определенные их образы, спроецированные на наше сознание и относящиеся к нашему мозгу, а не к этим вещам. Это утверждение само лежит в поле гносеологии. Вместе с этим оно неразрывно связано и с онтологией. Мы сталкиваемся здесь с противоречием: если же внешние предметы совершенно непознаваемы, то каким образом мы вообще говорим об онтологическом соотношении нас и внешних вещей, а также нас и нашего мозга? Чтобы остаться последовательными, мы должны выбрать одно из двух: либо отказаться от утверждения о наличии некоторых внешних вещей, либо отказаться от утверждения их непознаваемости. Законы существования и законы нашего познания тесным образом здесь связаны, и утверждения относительно одного также влекут и утверждения относительно другого.

Если мы утверждаем некое познание, то мы должны объяснить и возможность его существования. Если мы не способны этого сделать, то и само утверждение познания этого оказывается неправомерным. Верно также и противоположное отношение: если мы утверждаем существование чего-то, то мы должны объяснить, каким образом мы смогли это познать. Если мы не способны объяснить возможность познания этого онтологического утверждения, то и само онтологическое положение оказывается неправомерным.


Источник: vk.com

Комментарии: