О возможности философии быть самостоятельной наукой |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-12-07 15:26 Выделение видов оснований позволяет нам ответить на вопрос о том, как же возможна философия в смысле самостоятельной науки, которая имеет свой собственный предмет и тем не менее принципиально отличается от естествознания. В рамках всякой науки предполагается познавать некие законы. Закон же представляет собой необходимое и всеобщее (для чего-то) отношение основания и следствия. В таком случае законы могут иметь силу не только в сфере естествознания (эти законы суть только законы каузального основания), но и в иных. Философия является наукой, которая занимается законами познания и законами бытия, то есть законами теоретических и онтологических оснований. Особенность философской науки состоит в том, что в отличие от иных дисциплин она занимается сразу двумя видами законов. Эта двоякость предмета философии совершенно не случайна и не представляет собой результат нашего произвольного ее определения. Философию нельзя разделить на две отдельных науки и положить их рядом, они вс? равно будут находиться в обязательном методологическом единстве. Мы не можем удовлетвориться независимым рассмотрением познания и бытия, а всегда должны их связывать. Структурно в философии, правда, выделяются разделы, которые прямо соответствуют этим двум предметам. С одной стороны, в составе философии присутствует гносеология как дисциплина, изучающая именно познание. Также она сегодня может именоваться эпистемологией или теорией познания. С другой стороны, в составе философии также присутствует онтология как специальный предмет о бытии. Гносеология, таким образом, изучает теоретические законы, а онтология - субстанциальные. Это разделение имеет преимущественно дидактическое значение, важное для разделения обучения философии. Отделять эти два предмета в собственном размышлении, рассматривать их отвлеченно друг от друга бывает порой удобно в качестве отдельного этапа философского исследования, но вс? же мы всегда должны возвращаться к их единству. Например, мы утверждаем, что мы не можем познать какими на самом деле свойствами обладают физические предметы, поскольку мы всегда ощущаем не их сами, а только определенные их образы, спроецированные на наше сознание и относящиеся к нашему мозгу, а не к этим вещам. Это утверждение само лежит в поле гносеологии. Вместе с этим оно неразрывно связано и с онтологией. Мы сталкиваемся здесь с противоречием: если же внешние предметы совершенно непознаваемы, то каким образом мы вообще говорим об онтологическом соотношении нас и внешних вещей, а также нас и нашего мозга? Чтобы остаться последовательными, мы должны выбрать одно из двух: либо отказаться от утверждения о наличии некоторых внешних вещей, либо отказаться от утверждения их непознаваемости. Законы существования и законы нашего познания тесным образом здесь связаны, и утверждения относительно одного также влекут и утверждения относительно другого. Если мы утверждаем некое познание, то мы должны объяснить и возможность его существования. Если мы не способны этого сделать, то и само утверждение познания этого оказывается неправомерным. Верно также и противоположное отношение: если мы утверждаем существование чего-то, то мы должны объяснить, каким образом мы смогли это познать. Если мы не способны объяснить возможность познания этого онтологического утверждения, то и само онтологическое положение оказывается неправомерным. Источник: vk.com Комментарии: |
|