Критика разума или критика разумом |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-12-22 14:52 Когда в 1781 году, в принадлежавшей тогда Российской короне Риге, на немецком языке появилась “Критика чистого разума” люди вряд ли верили всему на слово, но вот проверка на подлинность самой явленной нам в ощущениях реальности, т.е. критическое мышление, еще только входило в моду. Название главного труда Канта можно было понять в двух смыслах родительного падежа - родительном субъекта (genetivus subjectivus) или родительном объекта (genetivus objectivus). Это когда, например, говорят о “любви отца” - идущей от отца или “любви отца” как нашей любви к нему, т.е. на отца направленной. Так и в “критике разума” не сразу понятно кто кого здесь будет критиковать - разум нас или мы разум. Но Кант, разумеется, имел в виду критику разума как указание на его ограничения. Идея критики возможностей нашего мышления, заключалась в осознании, что наши познания о мире ограничены определенными рамками. Прежде всего извлекаемые нами из реальности знания сконструированы нашими же инструментами - формами чувственности (пространство-время) и рассудка (категориями, вроде причинности). Подлинной истины о вещах мира эти инструменты не дают, к тому же, полученные с их помощью положения верны только в нашем феноменальном мире, а в мире вещей самих по себе (вещей-в-себе), независимых от нас, могут встречаться лишь «идеи чистого разума», такие как Бог, свобода, бессмертие, «мир в целом», и связанные с этими идеями предметы. Они мыслятся только умом (ноуменально), но о них мы ничего достоверного сказать не можем, потому что чувствами они не считываются и не проверяются. Но и обойтись без них мы тоже не можем. Они регулируют, направляют наш опыт, придают смысл жизни, иначе совершенно безнадежной, трагичной и скучной. Критика Кантом разума предполагала, что мы откуда-то знаем о его недостатках. Но как возможно что-то понять об ограниченности наших интеллектуальных возможностей, если чувственный опыт ограничивает нас тотально, как и язык, в котором мы выражаем свои мысли? Получается, что либо в нас есть что-то, позволяющее сомневаться в суждениях, выходящих за границы чувственного опыта, либо сама действительность как-то влияет на наши органы чувств, преодолевая их ограниченность. Наконец, следует задаться вопросом о том, откуда берется само мышление, осуществляющее подобную критику, как оно развивается и как связано с опытом? Собственно Кантовская критика состояла в показе того, что наш разум может гарантировать в качестве истин, а что лишь в качестве гипотез, предположений и предметов веры. Мы стремимся к абсолютной истине, но обладаем лишь относительными. Но то, что наши знания ограничены возможностями наших органов чувств и рассудочного мышления, не означает, что они неверны или иллюзорны. Они верны в пределах нашего феноменального мира, будучи обусловлены и опосредованы формами наших чувств, категориями и языком, т.е. опытом жизни и его условиями. Но существуют суждения независимые от чувственного опыта вообще. Кант называл их априорными (наши пресловутые “Априори”). Это, например, суждения аналитические, в которых в определяемом субъекте (в том, о чем идет речь) уже содержится определение (предикат - свойство или качество субъекта). Такие суждения истинны по определению и не требуют эмпирического подтверждения, хотя и могут быть проверены. Они основаны на логическом анализе суждений, т.е. на формальной логике, на законах тождества и противоречия. Например: «Все тела протяжённы» – аналитическое суждение априори. Его не нужно проверять на опыте, так как любое тело протяжено в пространстве – имеет длину, ширину и высоту. Признак протяженности входит в содержание понятия «тело». Таким образом аналитическое суждение «все тела протяжённы» истинно априори. Источник: vk.com Комментарии: |
|