Когда мы смотрим на стоящего человека или движения руки художника, мы видим уже хорошо организованное тело и успешно решённые задачи

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Но что за этим стоит? Чего не замечает физиолог, доверяя теории простых рефлексов?

А не замечает он очень многого.

Огромное количество степеней свободы нашей биомашины не позволяет точно рассчитать величину и направление силы, чтобы получить нужное движение.

Упругие свойства мышц меняются в режиме реального времени, что также не поддаётся точному контролю.

В результате взаимодействия звеньев кинематической цепи возникают внутренние и внешние реактивные силы, учесть которые не представляется возможным.

Сама внешняя ситуация тоже может меняться непредсказуемым образом.

Всё это, вместе взятое, создаёт тотальную неопределённость, которую и должен преодолеть наш мозг.

Н. Бернштейн, будучи не только физиологом, но и прекрасным математиком, совершил гигантский прорыв в мышлении и ответил на главный вопрос: как возможно точное управление в условиях тотальной неопределённости?

«Из-за огромного избытка степеней свободы у наших органов никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить правильное движение, согласное с нашими намерениями.

И упругость мышечных тяг, которые не могут так же точно и строго передавать движения, как твердые рычаги машин, и непомерная подвижность длинных суставчатых цепочек конечностей, и, наконец, множество внешних сил, осаждающих нас со всех сторон, — все это сообща приводит к тому, что, включая ту или другую мышцу, мозг совершенно не в состоянии знать заранее, куда от этого включения двинется конечность».

(Н. Бернштейн. «О ловкости и её развитии»).

«… способ сделать конечность управляемой только один: непрерывно с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью донесений органов чувств и вести его все время на узде соответствующих коррекций».

(Там же).

Что это значит для практика?

Во-первых, выработка двигательного навыка — сложный многоуровневый процесс, каждый этап которого имеет свою цель и нуждается в специально выделенном времени и внимании.

Эти этапы необходимо знать, понимать их смысл и уметь с ними работать.

Во-вторых, нет возможности выработать точную стереотипную команду для нужного движения, запомнить её где-то в моторной коре и воспроизводить по мере необходимости.

Это невозможно в принципе из-за избыточности степеней свободы и неопределенности внешней и внутренней ситуации.

В-третьих, автоматизация не имеет ничего общего со стереотипизацией. Высшие автоматизмы — это не набор точных команд, а выработка мозгом эффективных, быстрых и гибких сенсорных коррекций, с помощью которых мозг, в режиме реального времени, может активно и быстро строить нужное движение для решения актуальной жизненной задачи.

Всё это вместе требует другого подхода к физической культуре и педагогике в целом, других акцентов в процессе обучения.


Источник: a-mov.ru

Комментарии: