Как подружить творца и рационала |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-12-01 11:44 Думала сначала написать этот пост в личный блог, а потом поняла, что вопрос на самом деле весьма актуальный и будет полезен очень многим творческим людям. Суть вопроса вот в чем: как подружить эмоциональную и рациональную часть личности в единое целое? Творец работает на эмоциональном топливе. Без эмоций творчество вырождается, в нем теряется уникальность, сила, резонанс. Это как безалкогольное пиво, только на поэтичном. Как самурай без меча. Самое кошмарное, на мой взгляд - это безэмоциональные песни. Когда какие-нибудь давно исписавшиеся кумиры прошлого сочиняют что-нибудь, чтобы оставаться "на рынке", но слова у них закончились слишком давно. Раньше я думала, что все дело в какой-то периодичности жизни, может быть - в том, что мы просто однажды говорим все, что хотим сказать, и больше сказать нам становится нечего. Но в 35 лет, думая, что я уже давно и навсегда "слишком стара для этого дерьма", я попала в такой водоворот эмоций, что написала песен за год на пару альбомов. Это был невероятный период: вдруг почувствовать, как будто все еще в моих руках, и этот ни с чем невероятный голос музы, который рвется наружу и требует облечь себя в слова - вот он... В это же время я написала свою на мой взгляд лучшую песню. Потихоньку Творец возвращается и в художественную тему, хотя эта сфера была порядком потрачена моими профессиональными "надо" и художник во мне надолго замолчал. Я много учу своих студентов-художников взаимодействовать с эмоциональной частью, находить для нее форму, линию, композицию, цвет. Много говорю на своих стримах, что без эмоций хорошим художником не стать, разве что неплохим мастеровым. Есть у меня один знакомый, хороший художник, но вот убеждал меня, что никакого особого участия эмоций в его творчестве не наблюдается, он "просто рисует". А потом я заметила, что рисует он в основном женщин. И надо сказать, что когда он говорит о женщинах - там очень много эмоций, и дело не сексе или чем-то таком. Женщины его вдохновляют. За последние годы я провела масштабную терапевтическую работу, вернула себе почти утраченную когда-то эмоциональность и научилась вступать в эмоциональный контакт с людьми, и не только вступать - но и находиться в нем, не превращаясь в тумбочку на всякий случай. Это дает жизни цвет, вкус и часть смысла, это дает топливо творчеству - но требует огромных затрат энергии. Вернее так, это процесс циркуляции: энергия в огромных количествах тратится и поступает, и чем больший оборот ты способен вместить - тем больше происходит изменений в твоем мире с помощью этой энергии, тем больше возможностей тебе доступно. Но есть чувства, терапия, внутренний ребенок и забота о себе, есть любовь, увлечение, вдохновение, поиск, страсть, есть боль, отчаяние и вина - а есть переговоры с клиентами, финансовое стратегическое планирование, маркетинговый план, 15 вопросов от подчиненных, контрольная по психиатрии, курсовая по патопсихологии и презентация на зачет по ОБЖ (нет, вы не можете зачесть ее с прошлого образования, в прошлом вы были вечерником, а теперь дневник!) А кроме этого - есть гениальная, сцука, мысль, просто-таки озарение, которое настигло меня несколько дней назад. Вот я пытаюсь всякое интересное придумать чтобы избавиться от нервных тиков - дыхание, медитация, расслабление, психотерапия, вся херня. Но! Я продолжаю спать по шесть часов! Начинать нужно со сна, потому что все то, что я на себя навалила - вывозить на дефиците сна это безумие. А со сном примерно те же проблемы, что и с отдыхом в принципе - я на него почти не способна. Минута расслабления - это наверное максимум, после чего придет в голову какая-нибудь очередная проблема, которую нужно решать, а потом я буду нервничать, пытаясь перестать о ней думать. Итого, мы имеем следующую картину: - Эмоции: сейчас они мне очень важны, т.к. это для меня по сути возвращение к жизни - Творчество, как продуктивный процесс (будь то музыка, стихи, рисование или тексты) - Бизнес: хотя слава богу я уже не ставлю его в первый приоритет, и тем не менее это основа безопасности, это дом, будущее и семья, и моя задача - защитить себя и семью, которая в текущей ситуации нестабильности приобретает особую специфику - Обучение: мне критически не хватает институтской программы и многое приходится изучать самостоятельно - Отдых: без него нереально затащить все, что выше. Неумение переключаться приводит к накоплению стресса, проблемам со сном, постоянному перерасходу ресурса. Попав в резонансное эмоциональное состояние, очень трудно вернуться к рациональной деятельности, особенно такой, как стратегическое планирование. Трудно читать учебники и понимать там хоть что-то: порой три раза читаешь один и тот же абзац, но не соображаешь, о чем идет речь. Проведя в эмоциональном резонансе несколько часов, рискуешь превратиться в пельмешек и на восстановление потом понадобится пара максимально незамысловатых корейских сериалов, чтобы подключиться к ним, как к матрице, и вырубить все внутренние процессы. После таких заходов иногда наступает крайне неприятное последствие: к ночи спать хочется, но заснуть невозможно. Мозг воспален и апатичен одновременно, абсолютно не функционален, но не поддается выключению, а через некоторое время все тело начинает ломить от усталости. Надо ли говорить, что даже если заснешь - продуктивность на следующий день оставляет желать лучшего. Долгое время я пыталась решить такие ситуации избеганием или рационализацией: сначала подавляем эмоцию пока можно, когда уже нельзя - придумываем алгоритмы решения проблемы. Во-первых ни та, ни другая реакция на эмоцию не способствует творчеству: творчество это прямая сублимация, а чтобы было, что сублимировать - нужно отдаться эмоциональному состоянию. А во-вторых эти стратегии все равно занимают дофига ресурса, а проблема в итоге не решается а просто откладывается. Остается новый способ - проживание. И это конечно заебись, но жизнь-то не ждет пока ты напроживаешься! Ну и отдельная история - это пространство для творчества. Выход в творчесткий поток бывает спонтанным, но это часто означает прорыв, а прорыв часто будет болезненным и эксплозивным: внезапный взрыв в какое-то не всегда уместное время. В юности мне это нравилось: где тебя муза настигла там и твори, и пусть все замрут в священном трепете, ты художник (поэт, музыкант, писатель). Но когда тебе 37 и у тебя куча обязательств - порой пара недель уходит на то, чтобы исправить последствия такого визита. Творчеству нужно время, защищенное от рутины и от помех, и важно уметь откладывать свои порывы до этого времени и извлекать в нужное время. Думая о том, как все это поженить между собой чтобы упростить себе жизнь, я родила следующую концепцию: Есть три агрегатных состояния: человек эмоциональный, человек рациональный и человек отдыхающий. Если научиться всем этим адекватно управлять - получится человек разумный :) Эмоциональный режим подразделяется на проживание и творчество: творческий процесс требует структуры, сосредоточенности, это осознанная деятельность, в которой продолжается контакт с эмоцией. Особенно если творчество имеет конкретную цель, аудиторию и запрос на уровень качества, то есть можно сказать - профессиональное. Рациональный режим я разделила на три состояния: действие (выполнение задач), познание (потребление и анализ информации) и самонаблюдение. Ну и человек отдыхающий тоже разделен на три категории: действие (например, занятия спортом или вязание), созерцание (сюда входят все состояния, предполагающие расслабление и отключение как от потока мыслей, так и от потока эмоций, и погружение в действительность момента) - и сон, отдельное и крайне важное состояние. И вот теперь эти состояния нам нужно сбалансировать. Самое главное для достижения этого баланса - научиться сознательно переключаться из одного состояния в другое. Собственно, это и было основным вопросом, которым я себя озадачила: как научиться сменять состояния произвольно. Переход из рацио в эмоцио: нужно согласиться почувствовать эмоцию. Сначала мы через самонаблюдение учимся замечать свое эмоциональное состояние (несколько лет назад до меня доходило часто по нескольку дней, что я вообще испытывала какие-то эмоции). Самонаблюдение привязано к наблюдению состояния тела, ощущения которого говорят нам о состоянии эмоций. Затем, по косвенным признакам обнаружив за собой какое-либо эмоциональное состояние, мне необходимо согласиться его почувствовать. Здесь уточню, что круг проблем зависит от типа темперамента и подсознательного выбора: я отношусь к тем чувакам, которые годами совершенствовали навык подавления эмоций и это моя инстинктивная реакция на любой раздражитель: немедленно вырубить эмоции. У меня до сих пор нет спонтанных эмоциональных реакций в чистом виде: это всегда мгновение, в которое мне нужно позволить себе реакцию, и уже потом она произойдет. Один из способов сознательно переходить из эмоцио в рацио, например, для творчества - это триггеры, которые провоцируют нужные эмоциональные состояния. Переход из эмоцио в рацио: раньше всегда осуществлялся через подавление, теперь я так больше не делаю. Остается два варианта: это сброс (совершить эмоциональное действие: закричать, заплакать, засмеяться) или активация парасимпатической нервной системы: физические действия, которые можно произвести, чтобы перевести нервную систему в состояние покоя (дыхание, некоторые движения, самомассаж). Иногда сброс можно сделать тоже физический: подобрать физическую активность нужного темпа и силы, чтобы реализовать заложенный эмоцией потенциал действий, сжечь кортизол и перейти состоянию нормализации и покоя. Еще два способа - это медитация и сон, но они нередко слишком долгие или невозможны в моменте. Переход из эмоцио в похуицио (выключение эмоций и переход в состояние покоя) - только через медитацию. Вот тут никуда не денешься, через подавление можно выйти только в рацио, в состояние покоя через подавление не выйдешь. Это основная проблема, почему на данный момент я почти не могу отдыхать: привычка подавлять все, что нужно или ненужно, сделала труднодостижимым состояние покоя. Альтернатива медитации - сон. Но невозможность достичь состояния покоя приводит к проблемам со сном, так что мы получаем замкнутый круг. Медитацию я сейчас качаю, чувствую, что без этого инструмента уже не обойдусь никак. Переход из рацио в похуицио возможен через "идеологическую дверь": нужно рационально обосновать себе необходимость (хотя на самом деле - возможность) забить болт и выключить мысли. Но если рацио не спокойное, а построено на подавленных эмоциях - никакие убеждения из рацио в покой не выведут, просто не получится. И идем к технике перехода в покой из эмоций: медитация и еще раз медитация. Переход из похуицио в рацио и эмоцио совершается автоматически. Вот такие вот мысли, через пол годика поделюсь результатами) Ближайшая цель - НАУЧИТЬСЯ СПАТЬ >_< Источник: vk.com Комментарии: |
|