Как подружить творца и рационала

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-12-01 11:44

Работа разума

Думала сначала написать этот пост в личный блог, а потом поняла, что вопрос на самом деле весьма актуальный и будет полезен очень многим творческим людям. Суть вопроса вот в чем: как подружить эмоциональную и рациональную часть личности в единое целое?

Творец работает на эмоциональном топливе. Без эмоций творчество вырождается, в нем теряется уникальность, сила, резонанс. Это как безалкогольное пиво, только на поэтичном. Как самурай без меча.

Самое кошмарное, на мой взгляд - это безэмоциональные песни. Когда какие-нибудь давно исписавшиеся кумиры прошлого сочиняют что-нибудь, чтобы оставаться "на рынке", но слова у них закончились слишком давно. Раньше я думала, что все дело в какой-то периодичности жизни, может быть - в том, что мы просто однажды говорим все, что хотим сказать, и больше сказать нам становится нечего. Но в 35 лет, думая, что я уже давно и навсегда "слишком стара для этого дерьма", я попала в такой водоворот эмоций, что написала песен за год на пару альбомов. Это был невероятный период: вдруг почувствовать, как будто все еще в моих руках, и этот ни с чем невероятный голос музы, который рвется наружу и требует облечь себя в слова - вот он... В это же время я написала свою на мой взгляд лучшую песню. Потихоньку Творец возвращается и в художественную тему, хотя эта сфера была порядком потрачена моими профессиональными "надо" и художник во мне надолго замолчал.

Я много учу своих студентов-художников взаимодействовать с эмоциональной частью, находить для нее форму, линию, композицию, цвет. Много говорю на своих стримах, что без эмоций хорошим художником не стать, разве что неплохим мастеровым. Есть у меня один знакомый, хороший художник, но вот убеждал меня, что никакого особого участия эмоций в его творчестве не наблюдается, он "просто рисует". А потом я заметила, что рисует он в основном женщин. И надо сказать, что когда он говорит о женщинах - там очень много эмоций, и дело не сексе или чем-то таком. Женщины его вдохновляют.

За последние годы я провела масштабную терапевтическую работу, вернула себе почти утраченную когда-то эмоциональность и научилась вступать в эмоциональный контакт с людьми, и не только вступать - но и находиться в нем, не превращаясь в тумбочку на всякий случай. Это дает жизни цвет, вкус и часть смысла, это дает топливо творчеству - но требует огромных затрат энергии. Вернее так, это процесс циркуляции: энергия в огромных количествах тратится и поступает, и чем больший оборот ты способен вместить - тем больше происходит изменений в твоем мире с помощью этой энергии, тем больше возможностей тебе доступно.

Но есть чувства, терапия, внутренний ребенок и забота о себе, есть любовь, увлечение, вдохновение, поиск, страсть, есть боль, отчаяние и вина - а есть переговоры с клиентами, финансовое стратегическое планирование, маркетинговый план, 15 вопросов от подчиненных, контрольная по психиатрии, курсовая по патопсихологии и презентация на зачет по ОБЖ (нет, вы не можете зачесть ее с прошлого образования, в прошлом вы были вечерником, а теперь дневник!)

А кроме этого - есть гениальная, сцука, мысль, просто-таки озарение, которое настигло меня несколько дней назад. Вот я пытаюсь всякое интересное придумать чтобы избавиться от нервных тиков - дыхание, медитация, расслабление, психотерапия, вся херня. Но!

Я продолжаю спать по шесть часов!

Начинать нужно со сна, потому что все то, что я на себя навалила - вывозить на дефиците сна это безумие. А со сном примерно те же проблемы, что и с отдыхом в принципе - я на него почти не способна. Минута расслабления - это наверное максимум, после чего придет в голову какая-нибудь очередная проблема, которую нужно решать, а потом я буду нервничать, пытаясь перестать о ней думать.

Итого, мы имеем следующую картину:

- Эмоции: сейчас они мне очень важны, т.к. это для меня по сути возвращение к жизни

- Творчество, как продуктивный процесс (будь то музыка, стихи, рисование или тексты)

- Бизнес: хотя слава богу я уже не ставлю его в первый приоритет, и тем не менее это основа безопасности, это дом, будущее и семья, и моя задача - защитить себя и семью, которая в текущей ситуации нестабильности приобретает особую специфику

- Обучение: мне критически не хватает институтской программы и многое приходится изучать самостоятельно

- Отдых: без него нереально затащить все, что выше. Неумение переключаться приводит к накоплению стресса, проблемам со сном, постоянному перерасходу ресурса.

Попав в резонансное эмоциональное состояние, очень трудно вернуться к рациональной деятельности, особенно такой, как стратегическое планирование. Трудно читать учебники и понимать там хоть что-то: порой три раза читаешь один и тот же абзац, но не соображаешь, о чем идет речь. Проведя в эмоциональном резонансе несколько часов, рискуешь превратиться в пельмешек и на восстановление потом понадобится пара максимально незамысловатых корейских сериалов, чтобы подключиться к ним, как к матрице, и вырубить все внутренние процессы. После таких заходов иногда наступает крайне неприятное последствие: к ночи спать хочется, но заснуть невозможно. Мозг воспален и апатичен одновременно, абсолютно не функционален, но не поддается выключению, а через некоторое время все тело начинает ломить от усталости. Надо ли говорить, что даже если заснешь - продуктивность на следующий день оставляет желать лучшего.

Долгое время я пыталась решить такие ситуации избеганием или рационализацией: сначала подавляем эмоцию пока можно, когда уже нельзя - придумываем алгоритмы решения проблемы. Во-первых ни та, ни другая реакция на эмоцию не способствует творчеству: творчество это прямая сублимация, а чтобы было, что сублимировать - нужно отдаться эмоциональному состоянию. А во-вторых эти стратегии все равно занимают дофига ресурса, а проблема в итоге не решается а просто откладывается.

Остается новый способ - проживание. И это конечно заебись, но жизнь-то не ждет пока ты напроживаешься!

Ну и отдельная история - это пространство для творчества. Выход в творчесткий поток бывает спонтанным, но это часто означает прорыв, а прорыв часто будет болезненным и эксплозивным: внезапный взрыв в какое-то не всегда уместное время. В юности мне это нравилось: где тебя муза настигла там и твори, и пусть все замрут в священном трепете, ты художник (поэт, музыкант, писатель). Но когда тебе 37 и у тебя куча обязательств - порой пара недель уходит на то, чтобы исправить последствия такого визита. Творчеству нужно время, защищенное от рутины и от помех, и важно уметь откладывать свои порывы до этого времени и извлекать в нужное время.

Думая о том, как все это поженить между собой чтобы упростить себе жизнь, я родила следующую концепцию:

Есть три агрегатных состояния: человек эмоциональный, человек рациональный и человек отдыхающий. Если научиться всем этим адекватно управлять - получится человек разумный :)

Эмоциональный режим подразделяется на проживание и творчество: творческий процесс требует структуры, сосредоточенности, это осознанная деятельность, в которой продолжается контакт с эмоцией. Особенно если творчество имеет конкретную цель, аудиторию и запрос на уровень качества, то есть можно сказать - профессиональное.

Рациональный режим я разделила на три состояния: действие (выполнение задач), познание (потребление и анализ информации) и самонаблюдение.

Ну и человек отдыхающий тоже разделен на три категории: действие (например, занятия спортом или вязание), созерцание (сюда входят все состояния, предполагающие расслабление и отключение как от потока мыслей, так и от потока эмоций, и погружение в действительность момента) - и сон, отдельное и крайне важное состояние.

И вот теперь эти состояния нам нужно сбалансировать. Самое главное для достижения этого баланса - научиться сознательно переключаться из одного состояния в другое.

Собственно, это и было основным вопросом, которым я себя озадачила: как научиться сменять состояния произвольно.

Переход из рацио в эмоцио: нужно согласиться почувствовать эмоцию. Сначала мы через самонаблюдение учимся замечать свое эмоциональное состояние (несколько лет назад до меня доходило часто по нескольку дней, что я вообще испытывала какие-то эмоции). Самонаблюдение привязано к наблюдению состояния тела, ощущения которого говорят нам о состоянии эмоций.

Затем, по косвенным признакам обнаружив за собой какое-либо эмоциональное состояние, мне необходимо согласиться его почувствовать. Здесь уточню, что круг проблем зависит от типа темперамента и подсознательного выбора: я отношусь к тем чувакам, которые годами совершенствовали навык подавления эмоций и это моя инстинктивная реакция на любой раздражитель: немедленно вырубить эмоции. У меня до сих пор нет спонтанных эмоциональных реакций в чистом виде: это всегда мгновение, в которое мне нужно позволить себе реакцию, и уже потом она произойдет.

Один из способов сознательно переходить из эмоцио в рацио, например, для творчества - это триггеры, которые провоцируют нужные эмоциональные состояния.

Переход из эмоцио в рацио: раньше всегда осуществлялся через подавление, теперь я так больше не делаю. Остается два варианта: это сброс (совершить эмоциональное действие: закричать, заплакать, засмеяться) или активация парасимпатической нервной системы: физические действия, которые можно произвести, чтобы перевести нервную систему в состояние покоя (дыхание, некоторые движения, самомассаж). Иногда сброс можно сделать тоже физический: подобрать физическую активность нужного темпа и силы, чтобы реализовать заложенный эмоцией потенциал действий, сжечь кортизол и перейти состоянию нормализации и покоя.

Еще два способа - это медитация и сон, но они нередко слишком долгие или невозможны в моменте.

Переход из эмоцио в похуицио (выключение эмоций и переход в состояние покоя) - только через медитацию. Вот тут никуда не денешься, через подавление можно выйти только в рацио, в состояние покоя через подавление не выйдешь. Это основная проблема, почему на данный момент я почти не могу отдыхать: привычка подавлять все, что нужно или ненужно, сделала труднодостижимым состояние покоя.

Альтернатива медитации - сон. Но невозможность достичь состояния покоя приводит к проблемам со сном, так что мы получаем замкнутый круг. Медитацию я сейчас качаю, чувствую, что без этого инструмента уже не обойдусь никак.

Переход из рацио в похуицио возможен через "идеологическую дверь": нужно рационально обосновать себе необходимость (хотя на самом деле - возможность) забить болт и выключить мысли. Но если рацио не спокойное, а построено на подавленных эмоциях - никакие убеждения из рацио в покой не выведут, просто не получится. И идем к технике перехода в покой из эмоций: медитация и еще раз медитация.

Переход из похуицио в рацио и эмоцио совершается автоматически.

Вот такие вот мысли, через пол годика поделюсь результатами) Ближайшая цель - НАУЧИТЬСЯ СПАТЬ >_<


Источник: vk.com

Комментарии: