11 декабря в Культурно-просветительском центре университета прошел Кантовский лекторий Академии Кантиана «Психологические основания теории познания Германа Когена»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-12-14 12:45

Работа разума

11 декабря в Культурно-просветительском центре университета прошел Кантовский лекторий Академии Кантиана «Психологические основания теории познания Германа Когена». Лектор — Алексей Сергеевич Перцев, магистр философии, соискатель НИУ «Высшая школа экономики».

Лектор задается вопросами о смысле неокантианского психологизма, истоках философского интереса к понятию бесконечно малой и способах научно-ориентированных эпистемологических построений. В качестве предмета рассмотрения лектором была выбрана линия Канта – Гербарта – Фехнера – Когена. Механистическое описание процесса познания в работах Гербарта, а также успехи экспериментальной психологии в последующие десятилетия оказали значительное влияние на мировоззрение философа. Несмотря на декларируемое противостояние психологической программе философии, сформулированная Когеном эпистемологическая картина оказывается связанной с ней как на глубинном теоретическом уровне. «Чистое» в мышлении строилось из психологического материала, и философия Когена оказалась «зажата» в тисках натуралистического описания процесса познания в той же степени, что и математическая психология Гербарта в ньютонианском физикализме, а психофизика Фехнера – в логарифмической форме вывода. Специфическая трактовка математических сущностей в психофизике была воспринята Когеном некритично, а видимое противостояние с ней концентрируется на внешнем декларативном уровне: философ не признавал программы философии, основанные на «реальности ощущения», а не на «требовании мышления».

Лектор полагает, что важно понимать, с точки зрения каких контекстов мы делаем те или иные заключения о философской теории. Несмотря на то, что психологические основания когеновской теории познания кажутся неоспоримыми, «психологический поворот» философа вызван стремлением к дереифицированной предметности, которую, однако невозможно достичь без денатурализации инструментов теоретического строительства.


Источник: vk.com

Комментарии: