Вопрос происхождения языка и ныне тревожит ума людей, когнитивный поворот придал теме еще больше пикантности

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Вопрос происхождения языка и ныне тревожит ума людей, когнитивный поворот придал теме еще больше пикантности. В новой эволюционной теории, связывающей возникновение языка с появлением в популяции homo sapiens чисто человеческой болезни, шизофрении, утверждается следующее. Жестовое происхождение языка предполагает, что различные эволюционные давления могли воздействовать на переход от мануо-визуальной системы к вокально-акустической (область Брока задействована как в производстве речи, так и в движении рук), что способствовало поведенческой адаптации и далее генетически закрепилось. Возникла круговая взаимосвязь между увеличением мозга, социальной сложностью, новыми когнитивными потребностями и технологическим развитием. В том числе это касается создания инструментов, требующих все более сложного контроля руки, что поспособствовало улучшению жестовой коммуникации и артикуляции (с использованием зоны Брока).

Такие отдельные процессы, из которых постепенно возникла система обработки и производства речи, задействуют одни и те же сенсомоторные пути, этот нейронный reuse, являясь фундаментальным организационным принципом мозга, позволяет новой возникшей функции найти свою «нишу». В нашем случае подобная коэволюционная пластичность помогла адаптировать посредством задействования сенсомоторных функций мозг к языку, а язык — к мозгу.

В ходе эволюции быстрое и непропорциональное увеличение неокортекса высвободило значительные его области от жестких нейрохимических ограничений, что позволило формировать ассоциативные связи, более связанные друг с другом, нежели строго с сенсомоторными системами. Данное обстоятельство, в свою очередь, сделало возможным развитую символическую коммуникацию, состоящую целиком из символов, практически полностью оторванных от физических референтов. Иначе говоря, в процессе абстракции семантической обработки слова постепенно теряют свою однозначность, система превращается в систему значений с высокой степенью множественности.

В теории embodied cognition утверждается, что сенсомоторная (+проприоцептивная) информация является необходимой частью языковой обработки; без опыта, полученного в результате манипуляций с объектами, ребенок не способен в дальнейшем создать ментальные представления этих объектов. Природа человеческого языка позволяет, однако, перейти от телесного к полностью символическому.

Шизофрения же представляет собой такое состояние, при котором «я» изначально оказывается раз-воплощенным (disembodied) и при этом окруженным гиперсимволическими отношениями ввиду раннего нарушения процессов сенсомоторной интеграции. Появление языка, таким образом, стало одной из черт, которые привели среднее значение к «краю приспособленности», за которым система выходит из строя — перемещение с сенсомоторных цепей на символико-концептуальный уровень ослабило телесный субстрат и укорененное в нем телесное «я»; так, дисбаланс в сторону абстракции (как при шизофрении) приводит к эрозии «воплощения».

Какой мы делаем из этого вывод? Один шаг в сторону по эволюционной траектории, один шаг за хрупкий фильтр, и настанет эпоха повального лавкрафтианского безумия, и ктулху прибудет в кукуху каждого.


Источник: vk.com

Комментарии: