ТОКСИЧНОЕ ПРОЩЕНИЕ |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-11-25 20:26 Сегодня при обсуждении неблагоприятного детского опыта, жестокого обращения и психотравмы популяризируется тема прощения. Дескать, обидчиков из прошлого необходимо немедленно простить и отпустить. Иначе обида будет разъедать изнутри, это не конструктивно и вообще плохо для «духовно развитого человека». На мой взгляд, в этом наставляющем на благой путь подходе игнорируется множество подводных камней и нюансов. Во-первых, степень нанесённого вреда. Одно дело, когда обидчик совершил что-то, что вызывает легко разрешимые переживания в пределах одного вечера. Совсем иное – когда нанесённые физические увечья и психические травмы оставляют неизгладимый след на всю жизнь, резко снижают возможности развития, лишают полноценной самореализации. Поэтому важно подходить к ситуациям дифференцировано. Кроме того, чрезвычайно важно отличать объяснение от оправдания. Например, мать положили в больницу, а отец в это время изнасиловал дочь-подростка. Психолог интересуется причинами произошедшего и предполагает, что папе было одиноко и у него болела голова. А ещё у него было несчастное детство. В результате он призывает проявить к нему понимание, сострадание и тут же прощение. Полагаете, вымысел? Нет, нечто подобное я продолжаю слышать в разных кругах специалистов. Да, эти гипотезы могут частично объяснять поведение автора насилия, но никоим образом его не оправдывают. Особенно когда речь идёт о взрослом человеке, родителе, от которого ожидается осознанное и нравственное поведение в противовес насилию и жестокости. А если он к своему взрослому возрасту не обзавёлся этими качествами, то это его ответственность, но никак не ребёнка. Вопрос: формированию и закреплению каких установок (посланий) мы способствуем, находя оправдания и призывая к прощению в подобных случаях? Если человеку одиноко или у него было несчастное детство, то он может тебя изнасиловать? И надо отнестись к этому с пониманием? Для пациента это может быть весьма медвежьей услугой, могущей крайне негативно повлиять на его будущее. Так мы рискуем поддерживать ситуацию не только внешнего, но и внутреннего насилия, что грозит ухудшением психического функционирования и последующей ретравматизацией. Во-вторых, важно учитывать разные уровни психики – сознательный и бессознательный. На бессознательном уровне к объектам привязанности всегда существуют амбивалентные переживания любви и ненависти. А если опыт взаимодействия был пронизан насилием и пренебрежением, то хранящаяся ненависть будет более объёмной и концентрированной (хотя зачастую неосознаваемой и неощущаемой). В терапии важно обнаружить и интегрировать подавленные переживания. Тогда как побуждение к прощению – это сознательное действие, от которого лежащим в бессознательном аффектам ни горячо, ни холодно. Однако, это может приводить к ещё большему закупориванию и накоплению аффекта. В свою очередь, это создаёт угрозу его неконтролируемого выплеска, смещённой агрессии, хронической депрессии, психосоматических заболеваний и психоза. За фасадом сознательного прощения может скрываться незамеченный и неисследованный сундук с неотреагированными переживаниями, который может позже непредвиденно и коварно открываться, приводя к самым разрушительным последствиям для психического и соматического здоровья. Психоаналитик Салман Ахтар предупреждает о потенциальном вреде псевдопрощения (декларируемого на сознательном уровне) и преждевременного прощения (без предварительной психологической работы). В-третьих, давайте рассмотрим причины, которые могут вести к преждевременному или псевдопрощению. Как известно, люди с избегающей стратегией привязанности склонны идеализировать родителей в сочетании с самоуничижением, а с тревожной – наоборот, имеют склонность к очернению родителей при подчёркивании своих страданий. В ситуации систематического насилия для пациента с избегающей стратегией вполне закономерно воспринимать себя с позиции родителя, т.е. как провинившегося, плохого, справедливо наказываемого. А родитель, проявляющий насилие, – молодец, правильно воспитывает, наставляет меня нерадивого на путь истинный. И здесь один шаг до токсичного прощения, за бортом которого остаются неосознанные уязвимость и гнев, а также неудовлетворённые эмоциональные потребности. Терапевту в данном случае стоит не то, чтобы поддерживать такое псевдопрощение, но напротив, не поддаваться на это, постепенно вскрывая эмоциональную подоплёку ситуации и подчёркивая важность эмоциональных потребностей. В противном случае, поддержание нездоровой идеализации и поверхностного прощения может усугублять паттерны насилия (включая внутренне насилие, самоуничижение). Это также может закреплять толерантность к насилию («насилие – это нечто оправданное и вполне допустимое»), в результате чего человек может оправдывать собственные насильственные действия. Возможно, подталкивать к прощению и скорейшему завершению переживаний склонны терапевты, сами имеющие избегающий тип привязанности. Время от времени можно сталкиваться с заявлениями некоторых специалистов, что хватит уже копаться в прошлом и искать виноватого, надо взять ответственность на себя и жить настоящим. Если такие рекомендации адресованы всем пациентам, то, к сожалению, многие из них будут лишены возможности переработать свой неблагоприятный опыт (дабы вновь не встретиться с ним с напускной улыбкой за ближайшим углом), прежде чем взять на себя здоровую ответственность. Не говоря уже о том, что этот подход напрочь исключает влияние внутренних объектов, бессознательное, структуру личности, ригидность психического аппарата и другие важные аспекты. Причиной оправдания насилия пациентом может быть привычка компульсивно слушаться и ублажать агрессора, ведь тогда он нанесёт мне меньше вреда, и я буду в большей безопасности. То, что в детстве помогало защищаться, сегодня может служить способом установления отношений, в которых насилие повторяется, оправдывается и прощается: если я стану хорошим, исправлюсь и буду вести себя как следует, то мама (партнёр) наконец перестанет злиться, бить меня, а может и полюбит. К токсичному прощению могут вынуждать глубинные саморазрушительные или мазохистические черты характера, склонность к интроецированию чужой вины и стыда. Также к нему может подталкивать защитное отрицание нанесённого вреда, его рационализация, а также разворот против себя, оправдывающий фигуры привязанности из-за тотальной от них зависимости (впоследствии это экстраполируется на других обидчиков). Иными словами, прощение может быть следствием не проделанной душевной работы, а подменяющих её защитных механизмов. Наконец, я не считаю, что терапия должна вести к прощению или непрощению. Прощение – это личный, интимный процесс и дело самого человека. Для меня противоестественно и дико, чтобы терапевт склонял к нему пациента, ещё и мотивируя это сомнительной пользой. Психоаналитик Алан Бадью рассматривает прощение не как средство или технику терапии, а как её возможный результат, которому предшествует глубокий анализ и проживание чувств. Салман Ахтар пишет о возможности подлинного прощения только если отреагированы боль и месть (возмездие), признан нанесённый вред, валидирована адекватность восприятия, проведена ревизия произошедшего. И только после этого может быть принято самостоятельное решение о прощении. В схема-терапии переработка неблагоприятного и травматического опыта не обходится без проживания и валидации чувств Уязвимого Ребёнка и Рассерженного (Яростного) Ребёнка. Также важно учитывать, что прощение может быть полным и частичным (что-то я прощаю, а что-то не могу простить). Я думаю, что анализ, понимание и отреагирование не всегда могут и должны вести к прощению. При этом я не согласен, что непрощение будет наносить человеку последующий вред. Человек может не простить что-то, но в значительной степени отреагировать чувства. А даже если какие-то чувства останутся (а почему они должны совсем исчезнуть?), будучи осознанными, понятыми, валидированными, они не будут нести в себе какой-либо деструктивный потенциал. Гораздо токсичнее и опаснее могут быть псевдо- или преждевременное прощение, навязанное защитами и/или не вполне компетентным специалистом. Таким образом, терапевт не ведёт пациента к каким-то своим «правильным» целям, а совместно с ним совершает психологическую работу, доверяя опыту постепенно раскрывающихся переживаний. А свобода мышления, вдумчивый анализ и ментализация уберегут от следования готовым и универсальным мантрам и стереотипам на этом сложном и уникальном пути. Источник: vk.com Комментарии: |
|