Татьяна Черниговская: пора думать не так, как привыкли

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Современные ученые должны иметь смелость думать не так, как привыкли, а более целостно, объединяя естественнонаучные подходы с достижениями философии, буддийского мировоззрения, искусства, считает глава Института когнитивных исследований СПбГУ, доктор филологических и биологических наук, академик РАО Татьяна Черниговская.

"Мы должны иметь смелость думать не так, как мы привыкли за тысячи лет, а так, как это полагается сейчас", - сказала Черниговская, выступая на тему "Наука нового времени – философия и искусство" на конференции "Тибетология и буддология на стыке науки и религии" в Институте востоковедения РАН.

По ее словам, у науки "свои правила игры", требующие доказательств теорий, проверяемости, причинно-следственных связей, классификаций. "Но есть холистический (целостный – ред.) подход. Например, игра в го подразумевает не только перебор операций, но и стратегии", - отметила Черниговская. Именно такой подход, считает она, необходим современной науке.

Поэтому ведущие российские нейроученые начали сотрудничество с буддистами в изучении сознания как феномена, у животных, у человека, а также возможности его появления у искусственного интеллекта. Директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени Ломоносова, академик РАН Константин Анохин выступил научным организатором двух международных конференций о сознании животных - "Сознание животных" (в 2023 году в североиндийском городе Дхарамсала при личном участии Далай-ламы) и "Как изучать и понимать сознание не у людей" (в мае 2024 года в столице Непала Катманду).

"Мы в науке не можем игнорировать то, чего достигла буддийская философия за тысячи лет думания об этом. Они ставят глобальные вопросы: что такое жизнь вообще, что считать разумом, включаются ли сюда чувствования, квалиа (субъективные ощущения – ред.). И вопрос о нашей ответственности по отношению ко всем тем, с кем мы живем на этой планете. У животных много умений на другом поле… Пока исключительность человека, насколько мы знаем, в том, что он обладает таким мощным инструментом мышления как язык", - добавила Черниговская.

По предложению Далай-ламы, напомнила нейроученый, российские исследователи под руководством академика Святослава Медведева, многие годы возглавлявшего Институт мозга человека РАН, взялись за изучение необъясненного пока в науке, но известного в буддизме феномена под названием тукдам (посмертная медитация – ред.).

Человеческий мозг, пояснила Черниговская, "это не то, что реагирует на мир, а то, что создает миры, и эти миры могут быть небезопасны – от них зависит всё, жизнь на планете". "Настало время синергии (усиливающего эффект взаимодействия – ред.). И искусство – это, возможно, лучшее, что мы создали", - заключила нейроученый.

Международная конференция "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", прошедшая на этой неделе в Москве с участием ведущих светских ученых и буддийских геше из России, Индии и других стран, организована Институтом востоковедения РАН при поддержке московского фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет".


Источник: ria.ru

Комментарии: