Татьяна Черниговская: пора думать не так, как привыкли |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-11-15 11:41 Современные ученые должны иметь смелость думать не так, как привыкли, а более целостно, объединяя естественнонаучные подходы с достижениями философии, буддийского мировоззрения, искусства, считает глава Института когнитивных исследований СПбГУ, доктор филологических и биологических наук, академик РАО Татьяна Черниговская. "Мы должны иметь смелость думать не так, как мы привыкли за тысячи лет, а так, как это полагается сейчас", - сказала Черниговская, выступая на тему "Наука нового времени – философия и искусство" на конференции "Тибетология и буддология на стыке науки и религии" в Институте востоковедения РАН. По ее словам, у науки "свои правила игры", требующие доказательств теорий, проверяемости, причинно-следственных связей, классификаций. "Но есть холистический (целостный – ред.) подход. Например, игра в го подразумевает не только перебор операций, но и стратегии", - отметила Черниговская. Именно такой подход, считает она, необходим современной науке. Поэтому ведущие российские нейроученые начали сотрудничество с буддистами в изучении сознания как феномена, у животных, у человека, а также возможности его появления у искусственного интеллекта. Директор Института перспективных исследований мозга МГУ имени Ломоносова, академик РАН Константин Анохин выступил научным организатором двух международных конференций о сознании животных - "Сознание животных" (в 2023 году в североиндийском городе Дхарамсала при личном участии Далай-ламы) и "Как изучать и понимать сознание не у людей" (в мае 2024 года в столице Непала Катманду). "Мы в науке не можем игнорировать то, чего достигла буддийская философия за тысячи лет думания об этом. Они ставят глобальные вопросы: что такое жизнь вообще, что считать разумом, включаются ли сюда чувствования, квалиа (субъективные ощущения – ред.). И вопрос о нашей ответственности по отношению ко всем тем, с кем мы живем на этой планете. У животных много умений на другом поле… Пока исключительность человека, насколько мы знаем, в том, что он обладает таким мощным инструментом мышления как язык", - добавила Черниговская. По предложению Далай-ламы, напомнила нейроученый, российские исследователи под руководством академика Святослава Медведева, многие годы возглавлявшего Институт мозга человека РАН, взялись за изучение необъясненного пока в науке, но известного в буддизме феномена под названием тукдам (посмертная медитация – ред.). Человеческий мозг, пояснила Черниговская, "это не то, что реагирует на мир, а то, что создает миры, и эти миры могут быть небезопасны – от них зависит всё, жизнь на планете". "Настало время синергии (усиливающего эффект взаимодействия – ред.). И искусство – это, возможно, лучшее, что мы создали", - заключила нейроученый. Международная конференция "Тибетология и буддология на стыке науки и религии", прошедшая на этой неделе в Москве с участием ведущих светских ученых и буддийских геше из России, Индии и других стран, организована Институтом востоковедения РАН при поддержке московского фонда содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет". Источник: ria.ru Комментарии: |
|