Стратегия образования в России ведет к замене живого учителя на ИИ. Мнение |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-11-25 13:00 Тотальная цифровая трансформация образования заложена практически во всех нормативных документах, принимаемых правительством России в этой сфере в последнее время. Такой вывод сделала эксперт общественного уполномоченного по защите семьи, кандидат юридических наук Анна Швабауэр в своем выступлении 22 ноября на XIX Всероссийском конгрессе «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». Юрист совместно со своими коллегами провела анализ нормативных актов, принятых правительством РФ за последнее время в сфере образования. Большинство из них направлено на внедрение цифровой образовательной среды и искусственного интеллекта (ИИ) в систему образования. «Несмотря на то, что мы иногда слышим от наших чиновников утверждение, о том что учитель никуда не денется, но, анализируя нормативную базу и практику, мы видим, что функция учителя постепенно сжимается внедрением тотальной цифровой трансформации», — подчеркивает Швабауэр. В частности, юрист анализирует Стратегическое направление в области цифровой трансформации образования, относящееся к сфере Министерства просвещения, которое было принято правительством РФ в ноябре прошлого года. «В этом документе обозначены приоритеты, среди которых — создание электронной информационной образовательной среды, которая обеспечит освоение обучающимся образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. То есть законотворцы действительно считают, что в цифровой среде можно освоить образовательную программу в полном объеме», — рассказывает эксперт. Юрист подчеркивает, что и воспитательные моменты тоже здесь имеются в виду: «Образование включает в себя прежде всего воспитание, а наши цифровые трансформаторы считают, что цифровая среда и цифровой формат в принципе — это примерно то же самое, что живой формат». Также она обращает внимание, что в документе прямо сказано, что основаниями для его разработки являются среди прочего итоги конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». Эту конференцию регулярно проводит Сбер, Герман Греф с приглашением иностранных специалистов. «И вот что интересно: итоги подобных конференций ложатся в основу стратегических нормативных актов», — отмечает эксперт. На базе рекомендации этой конференции принято поручение правительства, в котором заложен план «по внедрению технологии искусственного интеллекта в каждой отрасли социальной сферы». При этом никаких ограничений по отдельным отраслям социальной сферы не обозначено, утверждает юрист. «Впервые в законодательстве настолько откровенно и прямо в этом документе говорится о цифровой трансформации дошкольного образования. То есть речь идет о яслях и садиках — никаких границ по возрасту не установлено», — подчеркивает Швабауэр. Индикатором реализации цифровой трансформации обозначено число уникальных пользователей цифровой системы среди детей, родителей, педагогов. И при этом во всех документах подчеркивается, что эта среда обеспечивает качественное образование в полном объеме. Другой документ, на которые обратили внимание юристы, называется «Москва — умный город», он опубликован на сайте мэрии Москвы. В нем делаются смелые прогнозы. Например, создание цифрового учителя с искусственным интеллектом. И такие эксперименты уже проводятся в некоторых вузах России. Например, в Томском университете создали цифрового «профессора», который общается со студентами посредством чат-ботов. Также в документе подчеркивается, что виртуальное присутствие равносильно физическому, то есть утверждается, что диалог с ИИ равноценен общению между людьми. Однако, по словам эксперта, любой здравомыслящий человек понимает, что воспитание и образование — это всегда непосредственное взаимодействие людей, это живой контакт «глаза в глаза», это живое взаимодействие душ, это обратная эмоциональная связь, это передача так называемых неявных знаний, это невербальное взаимодействие. «Невозможно перевести образование и воспитание в цифровую среду. Тем не менее нормативная база у нас говорит о том, что якобы это возможно», — делает вывод юрист. Говоря об опасности цифровой трансформации российского образования, Анна Швабауэр приводит авторитетное мнение известного психолога и нейропсихиатра Марфреда Шпитцера. В своих работах он ссылается на огромное количество экспериментов по всему миру и делает следующие выводы: «Использование интернета способствует ухудшению памяти, снижению способности поиска информации, приводит к болезненной зависимости. А использование цифровых технологий в детском саду и в начальной школе действительно имеет сходство с первой инъекцией наркотика». Иными словами, Шпитцер заключает, что только личная коммуникация людей делает возможным глубокую переработку информации, в то время как компьютер отбирает у учеников умственную работу. То есть, пользуясь цифровыми системами, дети лишаются главного. Они лишаются возможности формировать свой интеллект. Источник: rossaprimavera.ru Комментарии: |
|