Список когнитивных искажений огромен и порою они сильно мешают человеку жить

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Список когнитивных искажений огромен и порою они сильно мешают человеку жить. Например, заставляют верить в гороскопы, соционику, тесты личности типа 16 peronalities и другую гадость.

Как-то раз мне довелось апробировать на локальной университетской аудитории то, что в науке зовётся эффектом Барнума. Попросив человека составить на коленке тест и подкрепив его авторитетность неплохим дизайном и приложением списка источников и литературы для подготовки, мы закинули его целевой аудитории. Вне зависимости от ответа респондентов, всем им втайне была выдавалась одна и та же характеристика. Затем мы попросили оценить точность анкеты по шкале от 1 до 10. Средний балл вышел довольно высоким: 8,9/10.

Эффект Барнума — это когнитивное искажение, при котором люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле неопределённы и достаточно обобщены, чтобы их можно было с таким же успехом применить и ко многим другим людям. Некритически сопоставляя своё достаточно общее описание с примерами из своей деятельности, многие ведутся на уловки астрологов и социоников с возгласом: «Wow, it`s literally me!»

На силу эффекта влияет авторитетность автора теста/самого тестирования, которая достигается за счёт наукообразных слов, положительных отзывов и ссылок на научные работы при его подготовке. При этом характеристика должна быть достаточно обобщенной и сдержанной, как и сами вопросы. Лучше спрашивать не хочет ли человек приобрести машину, но хочет ли он в будущем совершить дорогостоящую покупку. Затем в характеристике стоит отметить, что человек не стремится к высокому материальному достатку, но может потратить крупную сумму ради своего комфорта. Использование эмоционально заряженных слов типа «транжиры» и «скупердяя» желательно избегать.

Как и другие когнитивные искажения, эффект Барнума возникает в силу стремления мозга экономить ресурсы и создавать шаблоны для интуитивного принятия решений. Потратить даже немного усилий на критический анализ характеристики желает далеко не каждый, а если человек уже один раз поверил в подобные характеристики, то становится более восприимчив к другим таким же тестированиям.

И хотя каждый человек подвержен хотя бы одному когнитивному искажению, мало кто подвержен большинству из них или уж тем более всеми сразу. Способ противодействия им звучит банально, зато действенно: взвешивайте принятые решения, спрашивайте мнения со стороны, читайте книги, посвященные человеческому мышлению.


Источник: vk.com

Комментарии: