Сны и психоанализ: репрезентация сновидений в искусстве и культуре

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-11-29 12:48

изучение сна

Что такое сны? Как их можно толковать? Этими вопросами человечество, так или иначе, задавалось на протяжении всего своего существования. В зависимости от эпохи и культуры ответы давались разные, но, тем не менее, всех их объединяет понимание того, что сновидения очень тесно связаны с понятием нарратива (хотя точная природа этой связи до конца не ясна). У этой связи есть множество проявлений, которые можно разделить на три условных вида: использование онейрического мотива в нарративных искусствах (литература, кино); культура пересказа и записи снов; наконец, сами сновидения рассказывают истории.

«Сны всегда в том или ином виде влияли на литературу и искусство, опосредованно или напрямую, становясь предметом изображения, художественного исследования или жанрового эксперимента. С изобретением кинематографа эта связь художника (в широком смысле) и сновидения только усилилась». Ричард Уолш

Фильмы

1. «Завороженный» (1945) Альфред Хичкок

2. «Земляничная поляна» (1957) Ингмар Бергман

3. «Открой глаза» (1997) Алехандро Аменабар

4. «Восемь с половиной / 8?» (1963) Федерико Феллини

5. «Женщина в окне» (1944) Фриц Ланг

6. «Город потерянных детей» (1995) Жан-Пьер Жене, Марк Каро

7. «Клетка» (2000) Тарсем Сингх

8. «Сны / Сны Акиры Куросавы» (1990) Акира Куросава

9. «Сны, которые можно купить за деньги» (1947) Ганс Рихтер

10. «Скромное обаяние буржуазии» (1972) Луис Бунюэль

Сны в культуре

В большинстве культур сны были в первую очередь явлением духовным и визионерским. Считалось, что у всех снов есть более или менее тайный смысл, который необходимо правильно считывать, а иногда и использовать как руководство к действию. Подтверждения этому можно найти в библейских и древнегреческих текстах. В «Илиаде» Гомера Онирос — бог вещих и лживых сновидений — во время Троянской войны под видом Нестора является к Агамемнону во сне, что явно отсылает к греческой идее олицетворённых снов. Однако в «Одиссее» Гомер уже представляет сны как истинные или ложные повествования о будущих событиях. В Библии же наиболее распространенная форма сновидений, скорее, дискурсивная (в форме «Бог обратился к нему во сне»), однако, например, сон Иакова о лестнице — скорее, бытовой опыт, хотя и содержащий в себе определённый символизм. Такое слияние эмпирических и символических концепций сновидения не так удивительно, как может показаться, поскольку с религиозной точки зрения реальность наполнена смыслом, а сны вписываются в эту модель опыта как повествовательный медиум, транслирующий смысл.

Сны в литературе

Наверное, самый яркий пример влияния сновидений на художественную литературу — традиция средневековых видений, характеризующихся, с одной стороны, наличием образа «ясновидца» в центре повествования и, с другой, потусторонним, загробным, эсхатологическим содержанием самих зрительных образов, явленных ясновидцу. Сюжет видения излагается от лица визионера, которому он, якобы, был открыт трансцендентной силой посредством сновидения или галлюцинации. Подобные средневековые визионерские тексты считались именно литературным жанром, свободно заимствовавшим у сновидений повествовательную логику, а аллегорические образы использовались в нравоучительных целях.

Сны в кинематографе

Второй подобный взрыв художественного интереса к феномену сновидений оказался тесно связан с изобретением кинематографа. Вообще сновидческий опыт очень часто сравнивался с опытом зрителя в кинотеатре, особенно на заре кинематографа. Во-первых, потому что ранний кинематограф был чем-то вроде аттракциона, то есть хорошим способом на несколько минут отключиться от забот повседневности. Поэтому в названиях ранних кинотеатров или т. н. «никельодеонов» очень часто фигурировало слово «dream», например: Dream Theatre, Dreamland Theatre, Bijou Dream и др. Что характерно, Голливуд также стал известен как «dream factory».

Во-вторых, многие исследователи кино, особенно работающие в психоаналитической традиции, подмечали некоторое сходство внутреннего устройства фильма и сновидения, указывая на характерную для них пространственно-временную неоднородность, а также на то, что телесный опыт просмотра фильма и сновидения схож относительной неподвижностью и пассивностью смотрящего. Эти и другие сходства между фильмом и сновидением впоследствии побудили исследователей к изучению возможного обратного влияния кинематографа на наш сновидческий опыт.

Сновидческие эпизоды в раннем «кино аттракционов» формально походили на популярные в то время фильмы про иллюзии, фокусы и «волшебство» в том смысле, что они использовали те же спецэффекты, вроде stop motion, split screen и наложения. Некоторое время спустя сновидческие эпизоды начали свободно встраиваться в общий реалистический нарратив и использоваться уже не просто как предлог для спецэффектов ради спецэффектов, а для развития сюжета и раскрытия характера протагониста.

Использование сновидения в кино как средства проработки психологии персонажа и выявления глубинных мотивов его поступков стало повсеместным, начиная с 1930-х годов, в первую очередь в связи с популяризацией психоаналитической теории. Для того, чтобы показать, что тот или иной эпизод фильма происходит во сне или вообще в какой-то другой реальности, стали использоваться особые визуальные и аудиальные «знаки»: специальные линзы, которые вызывали различные визуальные искажения (удлинения или расширения персонажей), съёмка не в фокусе, «странные» углы съёмки, мультиэкспозиция, всевозможные мерцания, мигания, переэкспозиция и другие эффекты освещения, эксперименты с цветовой палитрой, слишком быстрый, слишком медленный, слишком нелогичный монтаж, нарушающий причинно-следственные связи, искажённые голоса, музыка, звуки, «странные» или искаженные костюмы или детали обстановки, гротескная игра актеров и др.

Сны в живописном искусстве

Сюрреализм можно смело назвать самым «онейроцентричным» направлением искусства, причём не только живописного. Художники-сюрреалисты работали с самыми разными медиа, однако всегда в том или ином виде их искусство было нацелено на проблематизацию взаимоотношений реальности и ир/сюр-реальности, сна и бодрствования, сознания и бессознательного. Именно эти полярности сюрреалисты стремились сломать и преодолеть. В то время как в популярных фильмах всячески продвигается идея того, что главной задачей «реального мира» является осмысление, прояснение, толкование сновидений, сюрреалисты объявили, что сны, наоборот, являются моделью реальности, только над/сверх/сюр-реальности.

Сюрреалисты во главе с Бретоном и Дали воспевали сновидение и сновидческую логику как ключ к человеческой креативности вообще, к примату спонтанного творческого действия над институциональными, социальными, моральными и интеллектуальными конвенциями. Сочинение текстов и любая художественная практика вообще должны были быть автоматическими, свободными от разума и влияния эстетических или моральных суждений (см. концепция «чистого психического автоматизма», предложенная Андре Бретоном). Благодаря этому методу рождались уникальные «сюрреалистические» сновидческие ассоциации и соположения различных, зачастую несочетаемых, миров и образов, вырванных из их привычного контекста. В кино и литературе, сюрреалисты выступали если не за полное отсутствие нарратива, то хотя бы за несвязный, нелогичный, но всё равно неоспоримо присутствующий нарратив, за прерывистый и скачкообразный монтаж, нелинейное пространство и время. В произведениях сюрреалистов «события» по большей части не следует понимать как мотивированные и подчиняющиеся причинно-следственным связям. Всё вышеперечисленное, конечно, отсылает нас к сновидческой логике.

Толкование сновидений и психоанализ

Подобная апроприация формальных аспектов сновидения в искусстве и литературе связана с широко распространенным предположением о том, что сновидения имеют некий «таинственный смысл», поддающийся расшифровке и толкованию. Психоаналитическая теория Фрейда только укрепила успех толкования сновидений среди обывателей, наделив экспрессивной (художественной) интенциональностью пространство за пределами сознательной системы координат сновидца.

Известный англо-американский психолог Уильям МакДугалл в 1926 году заметил, что огромное «множество обывателей, а также педагогов, художников и разного рода дилетантов», увлечённых рассуждениями Фрейда, поспособствовало безумной популярности фрейдизма во всём мире, так что специальные психоаналитические термины и концепции успешно перекочевали в повседневную речь, превратившись в своего рода сленг. Сочинение Фрейда «Толкование сновидений» (1900) полностью захватило воображение людей и упоминалось повсеместно — в книгах, газетных статьях, эссе и даже детективных рассказах.

Закономерным образом убеждённость Фрейда в том, что сам факт существования сновидений является убедительным доказательством психической жизни за пределами сознания, особенно понравилась сценаристам и кинорежиссёрам и в конечном итоге была взята ими на вооружение.

«Библиотека иностранной литературы»


Источник: vk.com

Комментарии: