«Почему у людей разные вкусы и предпочтения?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-11-22 14:53

работа мозга

«Почему у людей разные вкусы и предпочтения? Почему я не люблю гречку, но люблю мясо и почему слушаю именно фолк-рок, а не джаз?» Такой вопрос задала нам наша читательница Ксения Аверкиева.

Отличный вопрос! Об этом больше двух тысяч лет спорили сначала философы, а потом биологи. Римляне даже пословицу придумали – «De gustibus non disputandum est» – «О вкусах не спорят».

Откуда берутся вкусы? Почему одним нравятся гречка и классическая музыка, а другим рэп и чипсы? Главный вопрос: вкусовые предпочтения – это врождённое свойство человека или они возникают в результате воспитания?

Как узнать? Вот если б мы могли одного и того же человека сначала воспитать с детства на русской национальной кухне и классической музыке, а потом вернуть в детство и попробовать заново воспитать на гамбургерах и рэпе...

Кстати, это возможно! Как?

Близнецы! Они ведь точные генетические копии друг друга. (Вернее, точными копиями друг друга являются только так называемые однояйцевые близнецы. Бывают ещё разнояйцевые, о них позже.) В жизни иногда случается, что близнецы в раннем возрасте разлучаются, растут в разных семьях. Вот с их помощью учёные и пробуют понять, на чём основываются различия во вкусах: что врождённое, а что – результат образа жизни, воспитания, привычки.

Например, двум таким выросшим порознь близнецам предлагают ряд пробирок с водой, в которой в разных концентрациях намешан хинин. Хинин даёт горечь, а испытуемый должен расставить пробирки по порядку: «неощутимая горечь», «приятная горечь» и «неприятная». Затем то же самое повторяется с лимонной кислотой и солью. Оказалось, что у близнецов, воспитанных в разных условиях, базовые вкусовые предпочтения остаются похожи!

«Эврика»? Вкус – это врождённое? А значит, биологически обусловленное? Погодите, это ещё не самое удивительное…

Эта удивительная история началась 19 августа 1939 года в маленьком американском городке Пикуа, в штате Огайо. В одной семье родились мальчики-близнецы. Ещё в младенчестве они осиротели и были разделены: их усыновили разные семьи, жившие в разных городках. Эти семьи не общались между собой, они даже не были знакомы друг с другом. Одному мальчику его приёмные родители дали фамилию Спрингер, другому – Льюис. При этом, по случайному совпадению, оба разлучённых брата получили имя Джеймс.

Прошло почти сорок лет. Джеймс Льюис узнал тайну своего рождения и принялся разыскивать своего брата-близнеца. Это оказалось нетрудно, и вскоре братья встретились. Оказалось, что одинаковые имена – отнюдь не единственное совпадение в их жизни.

Оба работали помощниками шерифов. Оба любили мастерить из дерева. Оба не любили бейсбол (что нечасто случается с американскими мужчинами). У обоих были собаки по кличке Той. (В общем-то не странно, это достаточно распространённая кличка.) Оба пережили сердечный приступ, причём примерно в одно и то же время. (И такое с близнецами нередко случается.) А вот теперь – внимание!..

У них обоих были сыновья. При этом Льюис назвал своего первенца Джеймс Алан, а Спрингер – Алан Джеймс.

Похожая история произошла с сёстрами-близнецами Бриджет Гаррисон и Дороти Лоу. Они родились в 1943 году, были разлучены и впервые встретились в 1979-м. И тоже выяснилось, что Бриджет назвала своего сына Эндрю Ричард, а Дороти – Ричард Эндрю! Каково?

Разумеется, были в жизни сестёр и другие совпадения. Например, обе они долгое время вели дневники, причём хотя в них описывались разные события, но даты записей и длительные периоды пропусков в ведении дневников (когда почему-то ничего записывать не хочется) совпадали!

Вроде бы эти примеры показывают, что вкусы (привязанности, предпочтения) зависят от генетики. Но!..

Любой научный эксперимент не считается правильным без контрольного (то есть – проверочного) опыта. А что здесь будет контрольным опытом?

Тоже близнецы, только не однояйцевые, а разнояйцевые, у которых не все гены одинаковые, а в среднем половина. И не разлучённые, а выросшие в одной семье. Будут ли у них одинаковые вкусы? Представьте, нет!.. Такие близнецы, с не совпадающим набором генов, проходят вкусовой тест по-разному!

Значит, предположение подтвердилось, наши предпочтения заложены в генах?

Но учёные любые выводы считают не окончательными, а промежуточными, как бы убедительно они ни выглядели. Да, некоторые совпадения в жизни близнецов, о которых мы рассказали, впечатляют. Но обратите внимание: в их жизни совпадает «кое-что», а не «вообще всё»! Многое не совпадает!

«Тут явно надо копать дальше», – решили биологи. И начали копать.

Сначала они ставили опыты на крысах из так называемых «чистых линий» (это где все крысы почти точные копии друг друга), а потом – на людях. И оказалось, что даже у точных генетических копий (у тех же близнецов) клетки желудка и печени выделяют разные наборы ферментов! (Ферменты – это белковые соединения, ответственные за переваривание и усвоение пищи.)

Наборы генов остаются прежними, а вот считывание информации идёт по-разному. И зависит это (то, как считывается информация разных геномов) от… «воспитания»!

Например, выяснилось, что пристрастия к вкусам у крыс передаются по наследству. Это называется эпигенетикой. Об этом у нас в журнале была отдельная статья – «Эпигенетика, или Почему мы похожи на родителей?». А мы пока поговорим о том, насколько наши вкусы поддаются воспитанию, опять же с точки зрения биологии.

Вся наша нервная система (а слух, зрение, обоняние и осязание – это функции нервной системы) развивалась для того, чтобы мы выживали в живой природе. Чтобы умели отличать съедобную пищу от несъедобной, определять опасность на слух, запоминать своих и отличать от своих чужих и так далее.

Самые важные органы чувств у нас – вкус и обоняние…

Да, обычный средний современный человек 85 процентов информации об окружающем мире получает через зрение, но природа самыми важными органами чувств считает именно вкус и обоняние! От них до эмоциональных центров мозга – всего два переключения нейронов. То есть вкус и обоняние – это «скорая помощь» мозга. Они сигнализируют первыми: «Съедобно! Можно есть!» Или наоборот: «Фу, какая гадость! Опасно!».

За вкусом и обонянием в порядке важности идут слух (третье место) и зрение (четвёртое). От них до эмоциональных центров мозга больше промежуточных нейронных переключений.

Что это значит? Во-первых, это значит, что эта «помощь» не такая «скорая», как обоняние и вкус. Зрение «говорит» мозгу: «Что ж, выглядит съедобно, но прежде, чем есть, нужно понюхать! А то мало ли что как выглядит…» А слух говорит: «Слышу какой-то шорох! Это может быть хищник, а может – ветер шелестит листвой. На всякий случай удирай, но звук запомни, а то каждый раз от шелеста листвы удирать – никаких нервов не хватит…»

Обратили внимание, что «сказал» слух? Он сказал слово «запомни»! А что такое запоминание? А это уже то самое «воспитание»: когда нам приходится запоминать, что вот такой звук очень опасен, а такой не очень…

Наш первый воспитатель – сама природа, а уже потом мы и сами начинаем друг друга воспитывать: «Запомни, Коля, это – бяка! А это – хорошо».

Чем больше нейронных переключений задействовано «на пути» от органов обоняния, вкуса, слуха и зрения к мозгу, тем выше возможность «присоединить» новое знание и получить другую эмоциональную реакцию на запах, мелодию или вкус.

Мы даже в жизни видим, как весьма консервативный обонятельный анализатор приспосабливается, и человек с удовольствием ест, например, отвратительно пахнущий сыр. Что уж говорить о более гибком слуховом анализаторе, позволяющем кому-то из нас наслаждаться не благозвучными ноктюрнами Шопена, а таким ужасом, как...

Впрочем, не важно, как что. Ведь de gustibus non disputandum. (Не забыли, как переводится?)

Друзья, подписка на журнал сразу на весь весь год обойдётся вам дешевле полугодовой или помесячной: https://podpiska.pochta.ru/press/П5044

Да, это сразу четыре тысячи рублей с хвостиком. Но ведь в прошлом году было без малого пять. Стало дешевле – несмотря на инфляцию! А всё просто: чем выше тираж издания, тем ниже стоимость, тем больше детей могут читать «Лучик».


Источник: podpiska.pochta.ru

Комментарии: