Обещал, друзья, ответить на пост про въедливость против вольности нравов в преподавании математики |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-11-04 11:21 Обещал, друзья, ответить на пост про въедливость против вольности нравов в преподавании математики. Ну или не только преподавании, но и в активном с нею взаимодействии. Так вот, на мой взгляд это два, если не три или даже больше, различных потока информации. Если угодно, два-три разных предмета. Надо учить студентов (ну, пусть математиков, с другими вопрос сложнее) скрупулёзной технике и въедливости? С одной стороны - конечно. С другой же иногда таковая скрупулёзность только мешает, потому что "а что, так можно было?" - без теоремы, что "можно", человек просто не сделает шага. Я помню, как студентом "боялся" матрицы, зависящей от времени - потому что объекта такого мы не определяли, и я не знал, что так можно, а общую технику функционального анализа, когда "что угодно" может от времени зависеть, ещё не освоил. Есть изречение, что чистый математик делает что можно и как нужно, а прикладной - что нужно и как можно. Ф физик-теоретик делает что нужно, и если получится - то можно было. Математик с подготовкой на базе скрупулёзности и въедливости дельта-функцию Дирака бы не выдумал, потому что "не существует" и всё тут, и ведь не зря функцию-то выдумал Дирак, а то и кто-то до него использовал концепцию материальной точки как саму собой разумеющуюся, а базу подвёл прикладник Соболев (ну, не только он). Потом чистые математики натворили немало всякого, чего никто и не знает и - рискну предположить - не использует. С чисто методической ("педагогической" не называю, ибо педагогика это про воспитание, а методика - про преподавание) точки зрения предмет должен быть интересным. Немного времени потратить на вывод N из ZFC или аксим Пеано и доказать, что 1=1, а n не равно 1 ни при каком n, кроме 1 - полезно, но увлекаться этим не стоит. Наскучит и все разбегутся. С другой стороны, потом, когда уже научился азам и стал более или менее специалистом, интересно покопаться в основах. В общем, классическое изучение по спирали. Но на ранних стадиях эти основы только путают. На самом деле, эти принципы - они везде. Рассмотрим три примера вне математики. 1) Иностранный язык. Можно учить язык, начиная с базы, скрупулёзно и тщательно? Можно, только толку будет немного. Но профессионал, конечно, должен знать это всё. А можно язык изучать вообще без грамматики и прочих скучностей? Можно, только это более трудоёмко для взрослого и желательно погружение в среду,и чтоб вариантов не было. Вот и получается, что мастерство - в выборе компромисса, чтоб без заучивания слов списками и правил грамматики, но и без мучительных попыток объяснить жестами, что смешать надо, но взбалтывать - ни в коем случае. 2) Бридж (или преферанс). Можно научиться играть в бридж, через теорию, закон полных взяток, заучивание вероятностей раскладов, изучение приёмов розыгрыша и виста и через решение сотен задач, при этом освоив курс теории игр и практической психологии и разобрав стратегии игры с залов и против оного? Можно, только надо ооочень сильно хотеть.При этом игрок высокого уровня всё это должен, так или иначе освоить - только лучше потом и отдельным курсом, когда уже знает, как картами шлёпать. А можно научиться играть в бридж, вообще не зная систему оценивания карты в пунктах, сплинтеры, кюбиды, теорию шлевовой торговли, а из конвенций владеть только Стейманом и Блэквудом? Можно, многие английские и американские бриджисты (не спортсмены, а просто игроки дома, как у нас играют в преферанс) так и играют. Неплохо играют, но спроси у них, почему они сделали это - не смогут объяснить. Как не могла такая бриджистка-американка объяснить, почему в этой фразе Present Perfect. Ну да, он, но почему - она не знала. Как и я не знаю, почему "много лет" - это "долгие годы", но знаю, что так. Но так овладеть бриджем можно, только играя с детства, по аналогии с языком. Взрослому так трудно будет. Поэтому опять-таки нужен компромисс между теорией и "а давайте просто поиграем". За скрупулезной теорией потом придут, и возьмут отдельным курсом. Кстати, по опыту лучше всего в бридж играют не математики, для которых вычислить вероятности или найти равновесия по Нэшу не проблема, а юристы и дипломаты. Потому что иногда меньше думать надо. 3) Теория относительности - моя любовь (ещё Перл и итальянский язык, если речь о неодушевлённых, так сказать, сущностях) и хобби. Можно сносно понимать обе ипостаси теории (я их не разделяю особо) без уравнений, или во всяком случае без скрупулёзного их изучения? Можно. А можно вникнуть в уравнения? Конечно. Но и это не всё, ведь можно уже сами уравнения изучать с точки зрения их свойств. Следует ли из уравнений ОТО направленность времени? Нет, как показал пример Гёделя. А есть ли решение у задачи в общем виде? А какие условия на бесконечности допускаются? А как быть с координатными условиями? Зароешься в это всё - будет интересно, но открытий не сделаешь. Поэтому по ТО может быть много курсов самого разного уровня. И книг. И специалистов. И это нормально. Но вот почему для теории относительности такая многоликость очевидна, а для алгебры, матанализа и топологии это надо разъяснять? В этой области царит какой-то странный тоталитаризм. Нестрогий учебник по матану - грех (в определённых кругах). Мне кажется, что это странно. Не надо так. (Идея картинки от нейросети Кандинский - что молодые люди скрупулёзно изучают теорию, прежде чем перейти к практике. Идея недурна, но лучше знать меру. Или, во всяком случае, очень полезно одинаково смотреть на желательную меру скрупулёзности овладения теоретической частью) Источник: vk.com Комментарии: |
|