Марксистская диалектика о связи и взаимообусловленности явлений |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-11-13 11:57 Чтобы достичь действительно научного понимания природы и общества, нужно не придумывать связи из головы (как это делают те же философы), а находить их в реальности. Диалектический метод Маркса — единственный научный метод познания действительности; законы, положения диалектики не привнесены в природу и общественную жизнь извне, а представляют собой отражение объективного материального мира. Подлинно научный диалектический метод Маркса в первую очередь рассматривает вещи во всей полноте и глубине их взаимодействий с окружающим миром, в их развитии и разложении, а не в вакууме, как метафизики, ведь в самой природе и общественной жизни предметы и явления не существуют изолированно. Ни одно явление в природе не может быть понято, если взять его в изолированном виде, вне связи с окружающими явлениями, ибо любое явление в любой области природы может быть превращено в бессмыслицу, если его рассматривать в отрыве от окружающих условий, и, наоборот, любое явление может быть понято и обосновано, если оно рассматривается в неразрывной связи с окружающими явлениями, в его обусловленности от других окружающих его явлений. Естествознание уже давно пошло по пути изучения взаимообусловленности явлений природы. К примеру, доказывает взаимную связь процессов природы закон сохранения и превращения энергии, утверждая, что энергия не исчезает и не возникает вновь, а лишь переходит из одного вида в другой в различных физических и химических процессах. Благодаря нему, единство всего движения в природе стало научным фактом, а не просто философским утверждением. Единство органической природы было наглядно показано открытием клеточного строения органической материи, установившего единство растительного и животного миров и взаимную связь между ними, а также теорией Дарвина, доказавшей, что все организмы произошли в результате длительной эволюции из простейших живых форм, которые в свою очередь (как было доказано позже), образовались в процессе длительной истории естественного развития материи. Другое доказательство взаимообусловленности всех явлений — периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Менделеев открыл связь между элементами, закономерность их взаимодействия. Он положил конец господствовавшему в науке метафизическому представлению о существовании обособленных и не связанных друг с другом элементов. Все эти открытия позволяют нам дать общую картину природы как связного целого. Развитие отечественной науки также подтверждало объективность принципов диалектического метода Маркса. Учение великого русского физиолога И. П. Павлова имеет огромное значение в решении проблемы связи психических явлений и внешней среды. Идеалистическая психология пыталась «постигнуть» психические явления, не выходя за пределы внутреннего мира животных и человека. Такой подход к исследованию психической деятельности не позволяет выработать никакого объективного критерия для оценки психических явлений и приводит к истолкованию «души» как непостижимой сущности. В противоположность психологам-идеалистам И.П.Павлов считал главной задачей раскрыть взаимоотношение организма с окружающим миром в виде точной научной формулы. Исследуя высшую нервную деятельность животного и человека, И. П. Павлов создал учение об условных рефлексах, убедительно доказавшее, что психический мир животного и человека складывается под влиянием внешней среды и что вообще жизнедеятельность организма представляет собой единство внешнего и внутреннего. Под рефлексами И. П. Павлов понимает закономерные реакции организма на внешние раздражения. С физиологической точки зрения совокупность рефлексов и составляет основной фонд нервной деятельности человека и животных. Так материалистическая основа исследования психических явлений была установлена И. П. Павловым через раскрытие механизма взаимосвязи между психическими явлениями и внешним миром. Ярким подтверждением тезиса о взаимосвязи и обусловленности предметов материального мира является история общества. В отличие от цивилизационного подхода, сводящего общественную жизнь к хаосу случайностей, марксизм-ленинизм создал подлинную науку об обществе, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс. «Как Дарвин,— пишет Ленин,— положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними,— так и Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс». Марксизм раскрывает объективно существующую взаимосвязь между общественным бытием и общественным сознанием. Источником возникновения идей являются материальные отношения людей, а различия идей и политических учреждений в различное время объясняются различными условиями материальной жизни общества. С другой стороны, взаимосвязь общественного сознания и материальных условий жизни общества заключается также в обратном воздействии идей на материальную жизнь общества. Раскрытие марксизмом взаимосвязи между материальными условиями жизни общества и общественными идеями, доказательство первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, уяснение роли идей в развитии общества имеет огромное значение для практической деятельности рабочих. Партия пролетариата должна опереться на такую общественную теорию, которая правильно отражает потребности развития материальной жизни общества и способна ввиду этого привести в движение широкие массы народа, разбить реакционные силы и проложить дорогу передовым силам общества. Другим, наиболее явным проявлением взаимозависимости в общественном развитии является взаимозависимость между господствующей общественно-экономической формацией, и явлений, её сопровождающих. Когда речь заходит о причинах войн, кризисов, неравенства, голода и т.д. мнения об их причинах часто поверхностны и субъективны. Вместе с тем они напрямую связаны с капитализмом, суть которого — постоянное приумножение капитала. Именно с этой целью буржуа развязывают войны, раздувают экономические пузыри, эксплуатируют отсталые страны и т.д. Учение о взаимосвязи явлений в природе и обществе имеет принципиально важное значение для процесса познания. В отличие от метафизики, которая сосредоточивает внимание только на отдельных предметах, на частностях, марксистская или материалистическая диалектика указывает на то, что в природе и обществе все явления взаимосвязаны, и поэтому даёт нам возможность постигать природу и общество как единое целое. Молодцов В.С. Марксистская диалектической связи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе // О диалектикическом материализме / Государственное издательство политической литературы. 1953. Источник: t.me Комментарии: |
|