Клетка — элементарная единица живои? материи (оставим споры о вирусах специалистам) |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-11-25 12:59 Клетка — элементарная единица живои? материи (оставим споры о вирусах специалистам). В качестве минимального “атома жизни” она обладает, в тои? или инои? степени, всеми признаками живои? материи — растет, размножается (делится), обменивается веществом и энергиеи? с окружающеи? средои? и приспосабливается к ее изменениям. Существуют два основных типа клеток — “безъядерные” (прокариотические), например бактерии, и “ядерные” (эукариотические) — некоторые одноклеточные и все многоклеточные организмы. Нас, в контексте разговора о раке, будет интересовать главным образом второи? — эукариотическии? — тип. Одноклеточныи? организм похож на простеи?шее сельское домохозяи?ство Средневековья, которое обеспечивало себя буквально всем — от одежды и обуви до пропитания, а в обмен с “внешними” вступало только в случае краи?неи? необходимости. (Например, крестьяне продавали часть припасов на городских рынках, чтобы на вырученные деньги купить у кузнецов железные инструменты, необходимые в хозяи?стве.) Многоклеточному организму в качестве аналогии соответствует, скорее, современныи? индустриальныи? город. В мегаполисе у каждого жителя своя специальность, и водитель автобуса может не знать, как печется хлеб, а доктор — иметь весьма отдаленное представление об успехах современнои? астрономии. Такие же разные профессии бывают у клеток, и так же, как в человеческом обществе, процесс приобретения ими этих навыков называется “специализациеи?”, или “дифференциациеи?”. В теле человека насчитывается около 200 различных клеточных типов, и каждыи? выполняет свою функцию — эритроциты переносят кислород, клетки печени обеззараживают опасные вещества, неи?роны проводят электрические импульсы. Работая вместе, как рабочие на заводе, клетки определенного типа образуют ткани — нервную, мышечную, покровную и т. д. Ткани, в свою очередь, формируют органы, специализированные для выполнения определенных функции? — например, легкие для дыхания, желудок для пищеварения. Так формируется иерархическая структура человеческого организма: тело — органы — ткани — клетки. Живое начинается с разделения “я” и “не я” — клетка отделена тонкои? мембранои?, которая позволяет еи?, с однои? стороны, не раствориться в окружающем мире — так реализуется ее защитная, изолирующая функция, а с другои? стороны, обеспечивает транспорт необходимых веществ — это свои?ство клеточнои? мембраны ученые назвали избирательнои? проницаемостью. Мембрана состоит из липидов (жиров) и белков. Липиды отвечают за изоляцию, белки — за перенос веществ (этим занимаются транспортные белки) и реакцию клетки на сигналы из внешнего мира (эту функцию берут на себя белки-рецепторы). Внутри мембраны содержится плотныи?, концентрированныи? раствор — цитоплазма — внутренняя среда клетки. В клетках бактерии? здесь же, в цитоплазме, плавает и ДНК, но у ядерных организмов, таких, как мы с вами, наследственная информация собрана в специальном клеточном отсеке, которыи? называется ядром. На первыи? взгляд разница не слишком существенна, но в неи? есть большои? биологическии? смысл. У бактерии? все этапы реализации биологическои? информации происходят одновременно. С активного гена считывается матричная РНК, и тут же на нее садятся рибосомы, готовые синтезировать нужныи? белок. В клетках ядерных организмов эти два процесса (транскрипция и трансляция) разделены во времени и в пространстве. Транскрипция (считывание РНК) происходит в ядре, а трансляция (синтез белка) — в цитоплазме. Это несколько замедляет процесс, но зато делает его гораздо более управляемым. “Управление” или “регуляция” — два ключевых слова, которые постоянно будут встречаться вам на страницах книги. Эукариотические (ядерные) и прокариотические (безъядерные) клетки используют более-менее одни и те же молекулярные механизмы, однако лишь ядерные клетки оказались способны формировать многоклеточные организмы. Ключевым фактором подобного эволюционного успеха, скорее всего, стала способность этих клеток более точно регулировать протекающие в них молекулярные процессы. Существование ядра — это лишь один из примеров реализации так называемого принципа компартментализации, лежащего в основе строения эукариотических клеток. С помощью сложного комплекса мембран внутреннее вещество клетки поделено на отсеки (компартменты), в которых, словно в изолированных колбах, происходят разные биохимические превращения. Такое “зонирование” также значительно повышает эффективность и управляемость работы человеческои? клетки в сравнении, например, с бактериальнои?. Прокариотическая клетка похожа на бедную школу старых времен, вроде тои?, что описана в романе “Джеи?н Эи?р”, — множество учеников разного возраста собраны в одном помещении и одновременно занимаются самыми разными предметами. В одном углу твердят французские глаголы, в другом решают арифметические примеры, в третьем учат стихи, и все отвлекают и перекрикивают друг друга. Незатратная, но и не слишком эффективная система. В ядернои? клетке реакции упорядочены, как процесс обучения в современнои? школе, где второклассники учатся отдельно от пятиклассников, химиеи? занимаются в химическом кабинете, а физические опыты ставят в кабинете физики. Кроме ядра, в цитоплазме находятся разнообразные органеллы — “маленькие органы”, которые позволяют клетке выполнять разные функции точно так же, как “настоящие” органы — печень, легкие, мозг — обеспечивают жизнедеятельность организма в целом. Переваривание белков в лизосомах похоже на процесс пищеварения, а сеть транспортных микротрубочек, обеспечивающих доставку молекул в разные части клетки, чем-то напоминает кровеносную систему организма. Но самыми важными органеллами (после ядра) являются, пожалуи?, митохондрии. Это крупные органеллы, которые играют роль своего рода “тепловых электростанции?”. Они “сжигают” глюкозу и обеспечивают клетку энергиеи?, необходимои? для поддержания процессов жизнедеятельности. Одновременно митохондрии играют важную роль в регуляции запрограммированнои? клеточнои? гибели — апоптоза. Если клетка — это строительныи? кирпичик организма, то органические молекулы — это, в свою очередь, строи?материал для клеток. Основные молекулы жизни — ДНК, РНК, белки — это огромные линеи?ные полимеры, то есть молекулы-“цепочки”, состоящие из нанизанных друг за другом небольших фрагментов — мономеров. Чтобы подчеркнуть размер биологических полимеров, их часто называют макромолекулами. Размер имеет значение! Химические и физические свои?ства больших молекул сильно отличаются от свои?ств их мономеров. Например, полисахарид целлюлоза — жесткии?, нерастворимыи?, плохо перевариваемыи? полимер, составляющии? основу древесины, — состоит из мономеров глюкозы — сладкои?, легкорастворимои? и питательнои? молекулы. (отрывок из книги Марии Кондратовой “Кривое зеркало жизни. Главные мифы о раке, и что современная наука думает о них”, лауреат премии Дмитрия Зимина “Просветитель” 2024 года.) Источник: vk.com Комментарии: |
|