Классификация трудностей письма Т.В. Ахутиной (2001): с позиции нейропсихологического подхода

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-11-20 12:30

Работа разума

Т.В. Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы которых редко обсужда­ются в логопедической (педагогической) литературе. В част­ности, автор выделила трудности письма по типу регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произволь­ной регуляции действий (функций планирования и контроля). Так, у детей с данными нарушениями отмечаются проблемы с удержанием произвольного внимания, трудности ориенти­ровки в задании, включения в задание, импульсивность реше­ний и инертность, затруднения в переключении с одного за­дания на другое. В письме характерны ошибки упрощения программы по типу патологической инертности. К ним отно­сятся: инертное повторение (персеверация) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; предвосхищение (анти­ципация) букв и слипание (контаминация) слов. Для детей с регуляторной дисграфией характерны трудности языкового анализа, являющиеся ярким проявлением снижения ориенти­ровочной деятельности. Невозможность распределить внима­ние между технической стороной письма и орфографическими правилами приводит к тому, что дети не соблюдают правила написания прописной буквы, безударных гласных и т.п.

Второй вариант нарушений письма обусловлен трудностя­ми поддержания рабочего состояния, активного тонуса коры. При этом у детей наблюдается повышенная утомляемость, ко­лебания работоспособности — уровень работоспособности меняется в течение четверти, недели, дня, урока. Обычно эти дети не сразу включаются в задание, а, начав его, быстро устают; через некоторое время рабочее состояние возвращает­ся, но уже на сниженном уровне, вследствие чего ребенок вновь устает — ложится на парту или сползает с нее. На фоне утомления ребенок делает разнообразные грубые ошибки и, прежде всего, те, которые характерны для детей с трудностями программирования и контроля. Дети пишут медленно, навыки письма автоматизируются с большим трудом, во время письма может нарастать тонус мышц, ребенку трудно удержать рабо­чую позу. Величина букв, нажим, наклон колеблются в зави­симости от утомления.

Третий вариант трудностей письма Т. В. Ахутина определя­ет как зрительно-пространственную дисграфию по правополушарному типу. От работы правого полушария зависят зритель­но-моторная координация, возможность соотнесения движения с вертикальной и горизонтальной координатами, возможность объединения в одно целое и запоминание общего взаиморас­положения частей, то есть восприятие целостного образа.

Анализируя трудности письма у детей с данным видом дисграфии, автор выявила характеризующие их особенности:

- сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахожде­нии начала строки, трудности в удержании строки;

- постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответ­ствие элементов букв по размеру, раздельное написание букв в слове;

- задержки актуализации графического и двигательного об­разов нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (например К — Н), замены рукопис­ных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных;

- устойчивая зеркальность при написании букв 3, Е, э, с; замены букв У — Ч, д — б, д — в;

- невозможность формирования навыка идеограммного письма («Классная робота», «кено» вместо «кино»);

- пропуски и замены гласных, в том числе ударных;

нарушения порядка букв в слове;

- тенденция к «фонетическому» письму («радостно» — «радсно»);

- трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два слова, а также слова с предлогами пишутся слитно (позднее в связи с повышенным вниманием, которое уделяется правилу написания предлогов, приставки пишутся отдельно от корней).

Выделенные особенности автор соотносит с одним меха­низмом — трудностями оперирования пространственной ин­формацией и попытками их компенсации.

В отличие от «правополушарных», «левополушарные» за­труднения при письме могут проявляться в заменах букв, со­ответствующих близким по звучанию и произношению зву­кам; в нарушениях программирования и контроля. Т.В. Ахутина подчеркивает, что охарактеризованные трудности при письме могут быть разной степени выраженности, и совсем не обязательно они достигают того уровня тяжести, который предполагается при дисграфии. Наиболее достоверно опреде­лить механизм имеющейся дисграфии и прогнозировать воз­можные варианты будущих трудностей письма у старших до­школьников позволяет, по мнению Т. В. Ахутиной, нейропсихологический анализ состояния высших психических функций ребенка.

Автор отмечает, что одни и те же по внешним проявлени­ям ошибки могут иметь разную природу, разные механизмы. Так, слитное написание слов может быть связано как с недо­статочностью анализа языкового материала (из-за трудностей программирования и контроля), так и с трудностями форми­рования целостного образа написанного слова. Для определе­ния механизма ошибок необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма. Более того, надежный вывод о механизме дисграфии может быть сделан при сопоставлении особенностей письма с состоянием других высших психических функций (Т. В. Ахутина, 2001).


Источник: vk.com

Комментарии: