Как развивать системное мышление?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Для начала нужно понять, что самым наивысшим уровнем суждений являются принципы.

Если соотносить принципы с теоремой К. Гёделя, то они являются тем, что выводит интеллект человека за рамки любой формальной системы. При этом принципы сами задают формальным системам закономерности их построения. Принципы выражают главное — фундаментальное качество, охватывающее любое явление, вне зависимости от частной формы его выражения. Она, в свою очередь, описывается закономерностью. Это ключ к пониманию принципов.

Отметим, что чувственно-интуитивное познание принципов дает человеку качество полноты объективной реальности.

Теперь обратимся к принципу двойственности.

Принцип двойственности

Выражается в том, что все процессы в мироздании могут быть реализованы двояко:

• Путем задания необходимой закономерности (алгоритмики изменения информации при её прохождении через «операторов условного перехода» — алгоритмы) элементам системы.

• Путем задания масштабности, при этом не имеет значения, какие закономерности (алгоритмы) реализованы в каждом отдельном элементе системы.

Соответственно любая управленческая задача может быть реализована двумя принципиально отличными способами: либо подбором функциональности; либо, не вникая в функциональность, только масштабностью и дозировкой. Из принципа вытекает управленческая закономерность, позволяющая управлять двумя способами — структурным и бесструктурным, а также их сочетанием. В первом случае элементы могут обладать способностями на гране непригодности, тогда их низкое качество компенсируется структурой (относится к области масштабности). При высоких качественных показателях элементов они могут управляться бесструктурно, компенсируя своими способностями отсутствие структурной организации (относится к области функциональности).

Развитие навыка системного мышления, основывается на работе с частями системы: элементами, взаимосвязями, структурой, функцией, системной и структурной ошибками.

Определить функциональность системы можно только на процессе, когда в ней изменяется структура объектов по некой закономерности, т.е. сравнивая ситуацию «было» и ситуацию «стало» (дискретно) на предмет изменений и алгоритмов, по которым происходят эти изменения. Воссоздание структуры возможно только при понимании закономерностей, согласно которым изменяется совокупность объектов системы.

Можно выделить следующую алгоритмику действий при системном подходе.

При поиске функциональности элементов:

1. Анализируем процесс1 трансформации отношений между всей совокупностью элементов системы.

2. Выделяем элементы, что-либо изменяющие в системе.

3. Отмечаем все возможные закономерности этих элементов (если, то; и, или; если и и, то; и т.д.).

4. Выделяем системообразующие закономерности (согласно задаче или иному требованию) — присущие некоему множеству элементов, способных нести структуру в системе.

5. Прогнозируем процесс изменения структуры в системе. Если наши прогнозы совпадают с ее реальным изменением, то мы правильно выявили закономерности (функциональность).

При воссоздании структуры в системе:

1. Из всей совокупности закономерностей выделяем системообразующие, согласно условиям задачи или иному требованию.

2. Воссоздаем ситуации (частные фрагменты процесса2), согласно системообразующим закономерностям.

3. Вписываем элементы в созданные ситуации, согласно закономерностям элементов.

4. Объединяем все ситуации в процесс.

5. Прогнозируем процесс изменения структуры в системе. Если наши прогнозы совпадают с реальными изменениями в системе, то мы правильно определили структуру в системе.

Для наглядности обоих подходов представим следующую картину. В первом случае вы видите процесс игры в шахматы, но не знаете правил игры. Наблюдая за действиями игроков, вы выявляете закономерности, исходя из изменения структуры системы. В конечном итоге, если вы сможете прогнозировать изменения расположения фигур и ход игры, то вы правильно выявили закономерности.

Во втором случае вы знаете правила игры в шахматы, но не знаете игровую ситуацию (структуру). У вас только лист бумаги, на котором расписаны ходы когда-то прошедшей игры. Ваша задача — воссоздать структуру на момент последнего хода партии. Последовательно воссоздавая ситуации, вы формируете процесс и приходите к необходимой структуре.


Источник: vk.com

Комментарии: