История советских беспилотников. Часть 2: Испытания и боевое применение

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Благодаря таланту и энтузиазму советским конструкторам удалось разработать уникальную дистанционную систему управления «Дедал» для самолетов ТБ-1 и ТБ-3. Предполагалось, что пилот будет взлетать на воздушном аппарате, а затем катапультироваться. Дальнейшее управление осуществлялось бы с земли. Однако предстояло провести дальнейшие испытания, чтобы убедиться в надежности системы перед применением в боях. О ходе испытаний мы и поговорим в этом тексте.

Первые испытания телеуправляемого самолета с прототипом системы «Дедал» состоялись в октябре 1933 года. На борту находился пилот, который должен был в критической ситуации взять управление на себя. Предосторожность оказалась не лишней: 13 октября 1933, вскоре после взлета, автопилот АВП-2 отказал и ввел машину в пике. Только быстрая реакция пилота спасла бомбардировщик.

На государственные испытания доработанную систему «Дедал» представили в ноябре 1933 года. Чтобы продемонстрировать возможность телемеханического управления (и избежать дополнительных сложностей), радиосвязь из системы исключили: командное устройство «Дедала» установили на самом управляемом ТБ-1, и соединили с приемным устройством кабелями. Фактически, демонстрировалась возможность управлять самолетом, не используя традиционные рычаги и педали, а нажимая кнопки на пульте управления.

Эксперименты продемонстрировали, что система управления работает достаточно надежно, самолет подчиняется приказам, и дистанционное управление, стало быть, в принципе реализуемо. За время опытных полетов, пилоту ни разу не приходилось использовать штатные органы управления в кабине.

В 1936 году, опытные телемеханические самолеты ТБ-1, оснащенные автопилотом АВП-2 и аппаратурой «Дедал» , передали на войсковые испытания. Результаты не особенно вдохновляли: самолеты были основательно изношены, а система дистанционного управления очень «сырой».

Только в январе 1937 года, наконец, удалось добиться успеха. Взлетев с аэродрома, телемеханический ТБ-1, управляемый с наземной станции, успешно выполнял маневры без вмешательства пилота. Взлет и посадка, правда, оставались еще нерешенной задачей и поэтому машину в воздух поднимал пилот (в случае боевого применения, он должен был после взлета выпрыгнуть с парашютом).

Гром грянул в 1937 году, когда был отставлен и арестован основной вдохновитель работ «Остехбюро» – маршал Тухачевский. Предпринятое вскоре после тщательное расследование деятельности организации выявило удручающие факты: непрерывно фонтанируя идеями, «Остехбюро» очень плохо доводило их «до ума». Несмотря на миллионы вложенных рублей, на выходе имелись исключительно наборы разной степени проработанности прототипов, как правило, действовавших ненадежно и в боевой обстановке мало полезных.

Большая часть программ «Остехбюро» пошла под нож немедленно. Не избежала того и программа беспилотных самолетов – в мае 1938, ее распорядились закрыть. Лишь с большим трудом конструктору Рубену Григорьивечу Чачикяну (создателю автомата посадки) удалось убедить руководство страны, что у телемеханических самолетов есть потенциал.

Испытательные полеты возобновились в ноябре 1938 года. Доработанный ТБ-1 успешно выполнил 17 полетов (включая взлеты и посадки) в ходе заводских испытаний, как под управлением с кнопочного пульта внутри машины, так и на радиоуправлении.

И в 1939 году, наконец, программа увенчалась долгожданным успехом. На государственных испытаниях в мае 1939, проводившихся на аэродроме Гумрак под Сталинградом, пара телемеханических ТБ-1 выполнила десять успешных полетов на дистанционном управлении.

По результатам испытаний в Гумраке, программу телемеханических самолетов признали заслуживающей дальнейшего развития. Правда, ТБ-1 сочли слишком устаревшим. В январе 1940 года, Комитет Обороны выпустил постановление об изготовлении опытных образцов телеуправляемых бомбардировщиков ТБ-3 и СБ для дальнейших испытаний. Каждую машину собирались изготовить в двух вариантах: одноразовая летающая бомба и многоразовый, возвращаемый беспилотник с системой автоматической посадки. Предполагалось разработать новую систему управления, дальностью действия до 100 километров, а также создать систему автоматического поддержания полета.

К началу войны программа телемеханических самолетов-снарядов была все еще весьма далека от полномасштабного развертывания. Программа испытаний была выполнена полностью, были отработаны взлет-посадка и выведение на цель беспилотных самолетов, однако изготовление материальной части по сути еще даже и не начиналось. В строю имелось всего три беспилотные летающие бомбы (две ТБ-3 и одна СБ) и два самолета управления (один ДБ-3Ф и один СБ).

Первый (и, как оказалось, последний) вылет летающая бомба ТБ-3 совершила в марте 1942 года. Целью атаки был железнодорожный узел захваченной немцами Вязьмы: нацисты использовали его для доставки подкреплений на фронт.

Для операции подготовили телеуправляемый ТБ-3 «Торпедо» (экипаж А.Н. Тягунин, Р.Г. Чачикян, В.Г. Моисеев) и самолет управления ДБ-3Ф (экипаж В.В. Пономаренко, В.Я. Кривяц – последний исполнял роль оператора). Взлет летающей бомбы с аэродрома Внуково был выполнен вручную, поскольку аэродром использовался также для обычных самолетов, и автоматический взлет признали небезопасным. Затем экипаж (разблокировав взрыватели) покинул летающую бомбу на парашютах, и командный ДБ-3Ф повел ее к цели.

Поначалу все шло хорошо, и оба самолета, спокойно преодолев линию фронта, без приключений приблизились к цели. Но уже возле Вязьмы самолет управления ДБ-3Ф попал под зенитный обстрел с земли – и осколок снаряда повредил антенну, вызвав короткое замыкание в передатчике. Контроль над летающей бомбой был утрачен, и она быстро затерялась в облаках.

Как выяснилось в дальнейшем, «пропавшая» летающая бомба продолжила полет, пока не упала (вероятно, из-за исчерпания топлива) к северо-востоку от Витебска. Мощность взрыва изрядно ошеломила немцев, которые не могли понять, что же это так внезапно, и так сильно взорвалось у них в тылу? В целом, результаты не радовали.

Операцию, тем не менее, решили продолжить. Но во время подготовки к повторному вылету произошла катастрофа. На аэродроме, где готовились телемеханические самолеты, базировались и обычные бомбардировщики, и на одном из них, при снаряжении к вылету, произошел взрыв авиабомбы. В начавшемся пожаре, погибли и телемеханический ТБ-3, и самолет управления СБ. Часть элементов аппаратуры управления все же удалось спасти, но дальнейших работ в области летающих бомб не последовало.

И все же программа телеуправляемых ТБ-3 оставила после себя важное наследие. Значительный объем работ, выполненный по созданию сверхтяжелой фугасной боевой части для летающих бомб, навел конструкторов на мысль сделать на ее основе огромную авиабомбу особой мощности. В несколько уменьшенном и упрощенном виде – неразборном – она была принята на вооружение под обозначением ФАБ-5000НГ. С 1943 года, эти огромные боеприпасы применялись как для бомбардировки укрепленных позиций, так и для уничтожения скоплений войск и транспортных узлов неприятеля.

Текст: Игорь Терехов


Источник: vk.com

Комментарии: