Хрупкое и неустойчивое Я

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-11-20 19:29

Психология

В прошлом выпуске «Фрейдизмов» мы говорили о том, как может выглядеть пограничная структура личности с точки зрения психоанализа. А ранее — рассказывали о невротических пациентах. Чтобы дополнить картину всех типов психических структур, сегодня мы поговорим о психотических пациентах. Которые сегодня крайне редко, по мнению наших преподавателей, оказываются в терапии. Почему так происходит — читайте ниже.

Когда Эго так слабо

Рассматривая психотическую структуру, как и пограничную, сразу оговоримся, что это определение не имеет прямой связи с психиатрическим диагнозом. Определяя структуру с психоаналитической точки зрения, мы будем выделять те черты и характеристики, которые отличают людей именно с этим типом психической организации.

Для психоаналитической трактовки психотической структуры оттолкнемся от идей Нэнси Мак-Вильямс.

Самое главное, что будет отличать психотическую структуру личности с точки зрения психоанализа — это опора на слабое и фрагментированное Эго. Именно такое хрупкое и неустойчивое Я не может управлять влечениями и внешней реальностью таких пациентов. В итоге это приводит к серьезному нарушению контакта с окружающим миром, и часто эти нарушения проявляются в виде галлюцинаций и бреда.

Что такое слабое и фрагментированное Эго? Это та часть психики, которая отвечает за наш контакт с реальностью, способность регулировать наше состояние и адаптацию к внешним изменениям. У людей с психотической структурой Эго — крайне слабое, его функции очень нарушены, а границы Я размыты. Таким людям очень сложно видеть себя и мир целостно, и совсем непросто отличать свой внутренний мир от внешнего.

При этом та часть психики, которая традиционно отвечает у нас за мораль и совесть (контролирующая часть Супер-Эго), у психотиков может быть тоже сильно нарушена или отсутствовать совсем. Мы можем замечать, что у таких людей будто совсем нет чувства вины или ответственности за свои поступки. Часто их действия вызывают у окружающих недоумение, или кажутся нелогичными, неэтичными, но для человека с психотической структурой они очень естественны, они — часть его искаженного восприятия мира.

О расщеплении Я

Французский психоаналитик Ален Жибо, говоря о психотической структуре, напоминает о работе Фрейда 1938 года «Расщепление Я в процессе защиты». Именно в ней Фрейд описал важные нюансы, характерные для психотиков. Ален Жибо отмечает, что Фрейд говорит о расщеплении Я — когда внутри Я человека могут параллельно существовать мысли, логически никак не связанные (и даже противоположные) друг другу. В психике такого человека могут уживаться вместе две совершенно разные по смыслу идеи.

Важно отметить, что Зигмунд Фрейд указал, что расщепление Я не может быть тотальным. Даже у пациента с бредом всегда есть здоровая часть, которая способна видеть, замечать его болезненные, патологические черты. Здоровая часть есть даже у самого нарушенного человека. Задача терапевта как раз состоит в том, чтобы выстроить работу, опираясь на эту здоровую часть.

«Фрейд говорил о разрыве внутри Я, что Я словно становится расшито, разорвано как одежда. И тогда наша работа состоит в том, чтобы эти разрывы сшить, связать», — пишет Ален Жибо

Без промежуточных состояний

Еще одна важная особенность психотической структуры — это использование примитивных защитных механизмов — проекции, отрицания, расщепления границ Я. Именно эти способы защиты помогают человеку справиться с непереносимым количеством тревоги.

Как это проявляется? Психотический пациент категорически отрицает и игнорирует любую болезненную реальность. Когда он с ней сталкивается, то использует проекцию — приписывает свои собственные непереносимые чувства и переживания другим людям или объектам. Поэтому часто именно с психотиками мы начинаем чувствовать себя необъяснимо плохо.

В близком контакте с ними у окружающих людей вдруг возникает вопрос: «Со мной всё в порядке?». Часто речь психотиков звучит очень убедительно и уверенно, хотя содержание ее может быть бредовым или нелогичным. Всё это усиливает дезориентацию и дискомфорт у окружающих и заставляет их сомневаться в своих собственных суждениях.

Еще одна важная особенность психотических защит — это расщепление: когда мир разделен на абсолютно хорошие и абсолютно плохие объекты, без промежуточных состояний (именно поиск неких средних состояний и характерен для невротической структуры).

Нереальная реальность

Как мы помним, у людей с пограничной структурой личности могут возникать искажения в восприятии себя и других. Однако, в отличие от психотических пациентов, они сохраняют основную способность различать реальность и фантазию, избегая бредовых идей. У них нет галлюцинаций (ложных ощущений) и/или ложных убеждений, которые отмечаются у психотической личности. Такому человеку очень сложно выдерживать грань между миром реальным и фантазийным, по сути он не способен к символизации. Именно поэтому аналитическая работа может идти со значительными затруднениями, и в терапии таких пациентов крайне важна индивидуальная работа с кадром.

Нарушения в мышлении психотиков формируются во многом из-за периода очень ранней травматизации. Разговор с такими людьми — как путешествие по их бессознательному: логика отсутствует, мысли хаотичны, а убеждения, глубоко укорененные, непонятны и часто неосознаваемы. Такой человек очень твердо держится за свои идеи, но не может их никак объяснять.

В затруднительных отношениях

Внутренний мир этих пациентов — это сложный калейдоскоп из неустойчивых, искаженных образов значимых людей. Отсутствие цельных, интегрированных представлений о себе и о других создает настоящий хаос в их отношениях. Психотиков сложно понимать, и им самим непросто даются обычные общение и любовь. Часто их близкие отношения могут превращаться в деструктивный садизм.

Главная сложность психотических пациентов — это отсутствие стабильных внутренних объектов. Часто это связано с тем, что в довербальный период человек не получил положительного опыта опоры на значимый объект — мама могла заболеть, уехать или просто отсутствовать длительное время.

По этой причине у человека вместо устойчивых внутренних объектов формируются лишь частичные, расщепленные, обрывочные представления о них. Сложности в коммуникации усиливаются искаженным восприятием реальности и глубоко нарушенными представлениями о самом себе.

______________________________

Важно отметить, что мы дали лишь обобщенное представление о людях с психотической структурой. В реальности границы между разными типами структур размыты, и у человека могут проявляться черты разных типов организации личности.

Для точной диагностики и подбора корректной психотерапии необходима профессиональная оценка специалиста.

_____________________________


Источник: vk.com

Комментарии: