Знаете, что современным школьникам (начиная где-то с седьмого класса) даётся сложнее всего? Заучивание наизусть стихов

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Они к девятому классу готовы получать двойки за стихи - лишь бы не учить. К этому времени домашнее задание "стихи наизусть" для многих становится невыполнимым.

Их мозг тугой и непластичный. Они плохо могут выучить и правила, поэтому в том числе и пробелы в образовании. Время отклика ячеек памяти в их мозге удлинилось, нейронные связи между клетками быстры на лёгкие команды (поиск в интернете, легкомысленный юмор, реакция в чатике, касание по верхам новостных лент) и тугие и медленные на любые сложные цепочки.

Вот сидит старшеклассник, ему что-то говоришь, и, если он это не понимает, для него это сложно, его взгляд моментально улетает вдаль, он будто начинает смотреть сквозь тебя. Тебе приходится возвращать контакт с человеком. Почему это происходит? Его мозг привык к лёгким командам, как только ему предлагают сложную для него задачу (например, осмыслить сложноподчинённое предложение), он блокирует вход этой информации. Иными словами, срабатывает самозащита, мозг как бы говорит: "эй, я не привык к такой тяжёлой работе, давай, как обычно, что-нибудь попроще!" Работа в классе для многих детей становится бессмысленной, потому что большинству уже требуется индивидуальное обучение.

Это поколение детей, которое полностью выросло на гаджетах, и мы уже можем видеть отдаленный эффект влияния цифровизации. То есть уже не надо догадываться, а "что будет", если ребенок будет общаться только с телефоном и компьютером.

Будет цифровое слабоумие.

Учителя злятся. Заваливают двойками. В самом деле, это выглядит, будто дети обленились и не уважают педагогов. На самом деле, дети просто не могут. А ещё и учебники с программой им подсовывают написанные сложным научным языком. Сегодня в седьмом классе уже преподают элементы высшей математики - то, что раньше давалось в вузах. Конечно, мозг блокирует, ведь дети неспособны это понять.

Но кто-то же осваивает школьную программу, скажете вы. Конечно, и сегодня есть частные школы, в которых сохранились классические подходы в образовании. Кстати, в той же Англии все элитные школы имеют сильный гуманитарный профиль, потому что именно литература, история и языки развивают сложные нейронные связи. Язык вообще самое сложное, что есть у человечества. А работа с текстом - навык высшего уровня для мозга. Некоторым детям повезло, и они растут в читающих и разговаривающих семьях. Кого-то из детей готовят репетиторы. Дрессировкой. Но здесь возникает вопрос о глубине и пластичности мышления. Сегодня он натаскался репетитором на решение типовых задач, а завтра не смог учиться в вузе, а потом применить этот навык решения задач в жизни. Потому что мозг, долго ходивший по простому пути, опять спросит: "зачем мне это надо?"

Списывание. Многие дети получают хорошие оценки элементарно благодаря списыванию. И это для них норма. Потому что так они выживают.

Вот рассказываю им, как Анна Ахматова свою поэму "Реквием" писала по памяти. Рукописи приходилось сжигать, так как было время цензуры. Она читала стихи своим друзьям, которые тоже их запоминали, а потом через много лет все это восстановили - по памяти. Дети удивляются: как такое могло быть? как можно запомнить поэму?! Для них это что-то немыслимое. Я говорю им, что раньше у людей была очень хорошая память. Многие люди цитировали литературные тексты по памяти, "сыпали стихами", а речь была богатая на образы. Речь - это вообще отражение мышления человека. Сейчас, к сожалению, уже взрослые парни и девушки не могут связать и трёх слов. Два могут, а три сложно. Я не шучу.

Некоторые взрослые очень гордятся успехами своих детей в цифровой области: ребенок и программирует хорошо, и с компьютером "на ты", и робота вот создал, и геймит на уровне со взрослыми, и шустро понимает, как обращаться с интернетом, и даже взламывает какие-то коды. Хочется задать вопрос: а как должно быть иначе? В этом нет ничего удивительного. Ребенок обладает высоким потенциалом любопытства и то, что ему интересно, у него всегда получается легко и хорошо. А то, что у ребенка получается, то ему в удовольствие. Тогда скажите, почему у ребенка это не должно получаться? В этом нет ничего необычного. А вот дайте ему прочесть и осмыслить сложный классический художественный текст, и если он справится, значит можно всерьез порадоваться.

Сегодня много математических классов, и в школах перекос в это направление. Но проведите исследование, сколько старшеклассников прочли "Войну и мир" Толстого или хотя бы "Евгения Онегина" Пушкина. Единицы. Эти дети - музейная редкость. Исключительные дети, которых мы должны беречь, потому что они и будут шестым чувством нашей цивилизации, носителями тех знаний, которые для многих вскоре станут тайными и, увы, уже непостижимыми.

Есть и те, кто говорят, что без цифровизации уже никуда и дети должны быть в этой области подкованными. Для кого-то разработки в сфере искусственного интеллекта, безусловно, станут профессией. Но это не означает, что качество самого человека должно стать ниже. Качество - это глубина и гибкость мышления, чуткость и интуиция, способность обрабатывать не только цепочки и фрагменты текстов, но и воспринимать большие полотна информации как единого целого, мыслить явлениями и процессами, осознавать социокультурный, духовный, метафизический планы, мыслить абстрактно. Именно такие люди делают прорывные шаги в развитии человечества, совершают открытия, а не просто выполняют функции.

С другой стороны, век цифры, возможно, не предполагает необходимость в большом количестве высокоразвитых людей, людей-звезд. Но если это так, то мы должны отказаться от претензий на собственную исключительность, большинство из нас должно пересмотреть свои возможности на получение высшего образования и в целом согласиться, что общество превращается в цивилизацию питомцев искусственного интеллекта. Однако и в таком обществе будут править люди - те самые высокоразвитые, с гибким и глубоким мышлением и духом, которых просто станет значительно меньше.

Не надо обольщаться, что цифра развивает. Она все упрощает, делает комфортной жизнь и отменяет человеку необходимость быть сложным и высокоразвитым организмом. Помните слова Грефа о том, что нам не нужно такое количество высокообразованных людей? Мы ещё все очень возбудились в ответ на его заявление. А он просто уже тогда знал, что будет внедряться повсеместная цифровизация и к чему она приведет.

Если раньше основным конкурентным преимуществом в обществе были деньги (и красный диплом можно было купить), то сейчас таким преимуществом становится духовно-интеллектуальное развитие людей. Высокоразвитых скоро будет видно за версту. И ими станут не те дети, кто может хакнуть условный Дискорд, а те, кто сможет цитировать наизусть поэзию и отражать культурно-исторический опыт всего человечества, обладая глубиной интуитивного мышления.

Каждому из нас придется сделать выводы и взглянуть на себя и своих детей здраво. И ответить на вопросы: а я не боялся себе признаться, что, пока мой ребенок сидел в примитивном интернете, его мозг упрощался? Я как родитель отдавал себе в этом отчёт? А я разговаривал со своим ребенком каждый день по душам? А было ли в его жизни творчество и искусство? А читал ли мой ребенок книги? Достаточно честно ответить себе на эти вопросы, чтобы правильно оценить возможности своего ребенка.


Источник: vk.com

Комментарии: