Трудности управляющих компаний при обработке данных жильцов |
||
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ ИИ теория Внедрение ИИКомпьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2024-10-30 12:48 Доступ управляющих компаний к персональным данным собственников недвижимости ограничили, а ответственность за их неправильную обработку ужесточили Трудности управляющих компаний при обработке данных жильцов «Засекречивание» данных собственников квартир повлияло на работу управляющих компаний До 1 марта 2023 г. Ф.И.О. и дата рождения собственников недвижимости были общедоступны. Управляющая компания (далее – УК) могла получить эти данные, заказав выписку из ЕГРН. Они используются для выполнения УК своих обязанностей: ведение реестра собственников квартир в обслуживаемых домах, отслеживание изменений данных жильцов и передача их ресурсоснабжающим организациям, предоставление сведений инициаторам общественных собраний, претензионно-исковая работа с должниками. С 1 марта 2023 г. Росреестр не указывает Ф.И.О. и дату рождения собственника недвижимости в выписке из ЕГРН, если ее заказывают третьи лица (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 266-ФЗ). Получить эти данные могут, в частности, органы власти, суды, совладельцы недвижимости и те, кому сведения обоснованно необходимы, например для защиты своих прав. В большинстве иных случаев данные будут скрыты, пока собственник не предоставит доступ к ним, подав в Росреестр заявление о возможности их передачи (ст. 36.3 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ). Это нововведение затруднило работу УК, так как сделало сбор и обработку персональных данных собственников квартир почти невозможными. Но поскольку обязанности никуда не делись, УК ищут другие решения. Во-первых, можно получить персональные данные через нотариуса (ч. 14.1 ст. 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ). Для этого требуется подать заявление и доказать, что данные необходимы для защиты прав. Придется представить письменные доказательства – например, подтверждающие наличие у собственника долгов по коммунальным платежам. Во-вторых, можно получить полные сведения из ЕГРН через подачу в суд иска к собственнику. В исковом заявлении УК должна указать, что не обладает персональными данными должника и просит суд их запросить (ч. 3 п. 1 ст. 131 Гражданского процессуального кодекса РФ). Однако в обоих случаях на получение доступа к данным собственника уйдет много сил и времени. При этом УК не имеет права отказать ему в предоставлении услуг. Поэтому логичнее выстраивать доверительные отношения с жильцами, чтобы они без сомнений передавали свои данные и соглашались на их обработку согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Обязанности управляющих компаний в области обработки персональных данных 1. Если персональные данные УК передал не собственник недвижимости (субъект данных), то она должна сообщить ему, как эти сведения получила и с какой целью будет их использовать (ст. 18 Закона № 152-ФЗ). 2. УК обязана прекратить обработку персональных данных в течение 10 рабочих дней после получения соответствующего обращения от собственника. Этот срок УК может продлить не более чем на 5 рабочих дней, уведомив жильца (ст. 14 Закона № 152-ФЗ). 3. Должны быть утверждены документы, определяющие правила обработки персональных данных, и назначен ответственный сотрудник, который станет контролировать соблюдение УК законов и рассматривать обращения собственников (ст. 18.1, 22.1 Закона № 152-ФЗ). В документах следует прописать: перечень обрабатываемых данных; категории граждан, данные которых обрабатываются; способы, сроки обработки и хранения данных, а также порядок их уничтожения. 4. УК должна уведомлять Роскомнадзор о начале, изменении и прекращении обработки персональных данных (ст. 22 Закон № 152-ФЗ). Формы уведомлений утверждены Приказом Роскомнадзора от 28 октября 2022 г. № 180. Уведомление можно отправить на бумаге или в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или средств аутентификации ЕСИА. 5. В случае утечки персональных данных УК обязана сообщить об этом через ГосСОПКА или сайт Роскомнадзора (ст. 19 Закона № 152-ФЗ, Приказ ФСБ России от 13 февраля 2023 г. № 77, Приказ Роскомнадзора от 14 ноября 2022 г. № 187). И это лишь малая часть обязанностей, которые предусмотрены Законом № 152-ФЗ для компаний – операторов персональных данных, в том числе для УК. Ужесточение ответственности за нарушения при обработке персональных данных В конце прошлого года ужесточили ответственность за обработку персональных данных без согласия их субъекта (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 589-ФЗ, ч. 2 и 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ). Компанию могут оштрафовать на сумму от 300 тыс. до 700 тыс. руб., должностное лицо – на сумму от 100 тыс. до 300 тыс. руб. При повторном нарушении штраф для компании составит от 1 млн до 1,5 млн руб., для должностного лица – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Установили ответственность за нарушение требований к размещению и обновлению биометрических персональных данных (Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 589-ФЗ, ст. 13.11.3 КоАП РФ). Штраф для компаний составит от 500 тыс. до 1 млн руб., для должностных лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. 23 января 2024 г. в первом чтении приняли поправки, направленные на усиление административной ответственности за утечку персональных данных (законопроект № 502104-8). Размеры штрафов будут зависеть от масштаба утечек. Например, если посторонние лица получат доступ к данным более 100 000 субъектов, компанию оштрафуют на сумму от 10 млн до 15 млн руб. К защите персональных данных от утечек лучше готовиться уже сейчас. Не стоит ждать, когда поправки с многомиллионными штрафами примут и начнут применять. Для компаний, где немного специалистов по охране данных и ИТ-сотрудников, оптимальным решением станет привлечение профильных организаций, оказывающих услуги по защите информации. Источник: www.advgazeta.ru Комментарии: |
|