Теория Self, сформулированная Перлзом и Гудменом — порой очень удобна как объяснительная модель многих психических явлений

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2024-10-19 12:14

Психология

Теория Self, сформулированная Перлзом и Гудменом — порой очень удобна как объяснительная модель многих психических явлений. И страданий, и трудностей, и стоящих перед личностью задач.

Цитирую: "Self — это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego». Self — это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций".

Я регулярно прибегаю к оптике теории Self, чтобы показать с разных сторон очень разные явления. Так, для одной из конференций Life Practice я делала доклад под названием "Горевание и критерии исцеления" и также "надела" теорию Self на фазы горя. Вышло, что основной критерий исцеления после потери — восстановление непрерывности Self-процесса. Также Self удобен и как способ смотреть на работу с травмой. И, конечно, на работу с созависимым поведением, где все функции Self работают с перебоями.

Чтобы этот текст был понятен не только гештальт-терапевтам, быстро напомню, что работа Self идет одновременно на трех уровнях, которые было предложено называть Ид, Эго и Персонелити, причем Ид трактуется совершенно как у Фрейда (желания, чувства, драйвы, бессознательные конфликты и организмические нужды), Эго — почти как у него (Эго отвечает за активный выбор, за связь с реальностью, способы манипулировать средой и другими людьми, за то, чтобы максимально удовлетворить Ид, учтя опыт Персонелити), а вот Персонелити — это уже вовсе не Суперэго. Суперэго в гештальте неплохо описывается через понятие интроективной системы — набор долженствований и установок, достаточно жесткий, особенно — если совсем бессознательный.

Персонелити же — гораздо более интересная концепция. Это такая (ну, допустим, так-то мы ее и в глаза не видели) психическая функция, которая хранит личный нарратив. Что было, что будет, чем сердце успокоится (ну, мы так думаем, что оно вот этим успокоится, на самом-то деле неизвестно). Персонелити помнит личную историю, имеет картину мира, коллекционирует опыт. Генерирует образ Я. И, по идее, ежеминутно обновляется. Я в следующую минуту уже не тот, что минуту назад — еще одна минута прожита. И завтра вечером я буду не тот, что вчера. Все события, которые произойдут за сутки, Персонелити впишет в мою историю. Но все ли?

Про что я уже какое-то время думаю, это про то, что чем старше я становлюсь, тем старше, так или иначе, становятся те, с кем я работаю. Или, может быть, дело не в них, а лишь во мне. Но, так или иначе, мне все больше кажется, что я смещаюсь все дальше и дальше от работы с Ид-процессами (переживания, чувства, сложные переживания и сложные чувства и др) — через работу с процессами Эго — как, что и каким способом (отвертка, коньяк, игральные автоматы, диссертация, звонок другу или помощь зала) мне сделать, чтобы завтра быть счастливее, чем вчера — смещаюсь я к работе с процессами Персонелити. Все более и более важным мне кажется расширение осознавания в зоне, кто я такой. На сегодня мне кажется, что вся психотерапия вполне может быть сконцентрирована именно на том, чтобы непрерывно подводить сквозные итоги. Это ли не то, чего все боятся? Это ли не то, что говорит нам о нас больше всего? Это ли не есть единственная правда?

В лекциях и на всяких занятиях я вкратце говорю обычно: "Персонелити отвечает на вопрос "Каков я?" и добавляю, что анекдот про маленького дракончика — это анекдот про то, как выглядит плохо работающая Персонелити:

— Что ты плачешь, Дракоша?

— Я маму съел

— Маму съел?

— Да, и папу съел

— И папу?

— Да

— И кто ты после этого?

— Сирота

"Кто я после этого?" — отличный вопрос для приглашения в чат функции Персонелити. К сожалению, именно в русском языке у него вот такая стыдяще-виноватящая коннотация, поэтому его-то мы использовать и не можем. А жаль. Кто я после всего, что я (не) сделал или после всего, что со мной было (не было)? После всего, что я выбрал (не) сделать? Это и есть терапия на осознавание Персонелити. Смотрите:

Я — человек, который двадцать восемь раз переезжал. Я не помню, сколько у меня было половых партнеров. Я никогда не извиняюсь. Я содержу половину своих друзей и родственников и никогда об этом не помню. Я запорол пятдесят стартапов. Я всегда заканчиваю любые отношения с чувством отвращения к себе и партнеру. У меня никогда не было друга, которому я мог бы рассказать об этом. Мне некому позвонить ночью. Я написал книгу, но никто об этом не знает, поскольку я ее не публикую. Я трачу на благотворительность примерно 10% своих доходов. Я никогда не слушаю собеседника, поскольку 99% времени говорю сам. Никто не знает реальных причин моих увольнений. На самом деле моя дочь от другого человека. У меня трое детей на стороне, и я никогда их не видел. Я построил дом своей первой женщине, но скрыл это от всех. Я постоянно привираю всем, с кем общаюсь. Оказывается, я никого не люблю.

Почувствовали? Персонелити только в мечте создателей теории Self хранит честный нарратив (а может, и не было у них такой мечты). На практике Персонелити наполняется округлыми версиями прошлых событий, которые годятся для собеседования на работу и светсткой беседы. К середине жизни люди научаются так объясняться сами с собой, что в разговоре с собеседником они уже не чувствуют, что наврали. Все давно упаковано и перевязано лентой. И сверху бант. Вранье внутри, но его не видно.

Мне сейчас кажется, что это самое интересное — заниматься очисткой Персонелити от вранья. Не задержался, а опоздал. Не решил отложить, а тупо забыл и не сделал. Не решил поберечь, а просто обманул, чтобы не извиняться. И наоборот! Не просто устал, а делал работу за весь отдел. Не просто обманул, а решил поберечь. Но все равно опоздал. Тут без вариантов :)

В общем, мне кажется, это и есть самый сок психотерапии — учиться переставать рассказывать себе враки о себе. Как думаете?


Источник: vk.com

Комментарии: